ОЭВ Шавырина Т. Н. 4(3+2) класс

Уважаемые родители! Дорогие учащиеся!

Выполненные задания нужно сфотографировать и прислать на адрес:

music_vmeste@mail.ru
Обязательно указать тему — фамилию преподавателя и от кого сообщение

Тема: Шавыриной Т.Н. от …...
(Фамилия Имя учащегося)

На этот же адрес пишите и вопросы преподавателю  Шавыриной Татьяне Николаевне.


Урок 7

Сольфеджио

Тема: «Построение цепочек аккордов в мажоре и миноре гармоническом (VII#)»

  1. РТ 4 класс- с. 23 №7 а) — в мажоре, 7 в)-в миноре гармоническом- выполнить письменно в нотной тетради (т.к. в Рабочей тетради между нотными строками оставлен маленький промежуток, на котором сложно между строками записать название аккордов и под ними римскими цифрами ступени).

Порядок выполнения работы при построении цепочек аккордов в тональности:

а) написать начальную тактовую черту, ключ, название тональности над ключом, ключевые знаки;

б) перед скрипичным ключом продлить влево нотные линейки. На них построить T53 ( t53 ), в Ре мажоре написать ре-фа#-ля, в си миноре —  си-ре-фа#. Это устойчивые ноты (o).
Все остальные ноты, кроме звуков T53, являются неустойчивыми и требуют закраски (●).

в) под каждым обозначением аккорда подписать римской цифрой ступень, на которой аккорд строится (см. РТ 3 класс, с. 6, таблица 3);

г) на нотном стане над обозначением каждого аккорда написать нотами линию баса (нижнего голоса) в соответствии с римской цифрой. Каждую ступень нужно отсчитывать по гамме от I ступени (Тоники), ноту которой можно увидеть в названии тональности.
На 1-й строке — Тоника «ре», на 2-й строке — тоника «си».

При написании баса нужно следить за тем, чтобы очередная нота находилась от предыдущей ноты на близком расстоянии (между нотами в басу должна получиться плавная приятная мелодия без больших скачков).

д) от каждой написанной нижней ноты аккорда нужно вверх достроить остальные ноты аккорда по ступеневым величинам составляющих интервалов.

Помнить:
53  = 3 + 3
6-аккорд = 3+4
64  = 4 + 3

Пример: 1-я строка №7 (Фа мажор)

фа- ля-до (T53 )

ми- соль-до (D6)

и т.д.

е) Все неустойчивые ноты, входящие в аккорды, закрасить (●)  ;
ж) в минорных тональностях в названии тональности посл слова минор добавить вид минора (буква г); в нотах не пропускать VII#.

2. Порядок выполнения работы по построению цепочек аккордов в тональности переписать, с заголовком, в нотную тетрадь (а, б, в, г, д, е, ж).

Музыкальная литература

Тема: «Повторение пройденной музыки. Венские композиторы-классики».

Слушать:

Л. Бетховен.
Симфония №5, до минор, I часть
Увертюра «Эгмонт», фа минор
Соната для фортепиано №8, «Патетическая», до  минор, I часть


Урок 6

Сольфеджио

Тема: «Аккорды в тональности»

  1. РТ 4 класс- с. 22 №4 (а, б, в)- письменно.
    а) определить и подписать название тональности. Подчеркнуть движения мелодии по звука аккордов, подписать (Т5/3, Т6, Т6/4; S5|3…; D5/3…)Памятка «Движение звуков в аккорде»
    б) сыграть, подпеть 4а, 4в; №4 в) выучить сольфеджировать с дирижированием
  2. РТ 4 класс- с. 23 №6 (а, б, в)- определить тональность;
    под названиями аккордов подписать римскими цифрами ступени, на которых они строятся;
    вписать звуки;
    сыграть, подпеть;
    №6 б, №6 в  наизусть

Музыкальная литература

Тема: «Повторение пройденной музыки. Венские композиторы-классики. Музыка В. Моцарта»

  1. В. Моцарт. Симфония №40, I часть
  2. В. Моцарт. Соната для фортепиано Ля мажор, №11, III часть («Турецкое рондо»)

Задание 5

Сольфеджио

Тема: «Золотой ход валторн»

  1. Переписать в нотную тетрадь двухголосный №141 (Л. Бетховен. Симфония №9,  IV ч., тема «Оды к радости», Фа мажор)
    !!! сначала нотную строку разделить на такты
    Найти в двухголосии движение по интервалам, входящим в «Золотой ход валторн», вниз и вверх; подчеркнуть, подписать названия интервалов (ступеневую и качественную величину);
    указать ступени, на которых интервалы строятся, например:
    б.3   и т.д.
    I
  2. Играть и подпевать каждый голос;
    выучив, один голос петь, другой играть;
    меняться местами.

Музыкальная литература

Тема:
«Ф. Шопен. Фортепианное творчество (вальсы и ноктюрны)»

Слушать:
Ф. Шопен. Вальс №7, до-диез минор, Ноктюрн фа минор.


Ф. Шопен. Вальс №7, до-диез минор


Ф. Шопен. Ноктюрн фа минор
Исполняет Иосиф Гофман


Задание 4

Сольфеджио

Тема: «Золотой ход валторн»

  1. В нотной тетради письменно построить в мажоре — параллельном миноре (на одной нотной строке в 4-х тактах) «Золотой ход валторн» в следующих тональностях:
    До — ля, Соль — ми (1#), Фа — ре (1 ь), Ре — си (2 #), Си ь — соль (2 ь), Ми — до # (4 #), Ля ь — фа (4 ь)

Музыкальная литература

Тема:
«Ф. Шопен. Фортепианное творчество (прелюдии и этюды)»

Слушать:
Ф. Шопен. Прелюдии ми минор, Ля мажор (жанр мазурки), до минор (жанр траурного марша)
Ф. Шопен. Этюды Ми мажор,  op.10 №3, до минор op.10 №12 («Революционный»)

Ф. Шопен. Прелюдия ми минор
Исполняет  Святослав  Рихтер


Ф. Шопен. Прелюдия Ля мажор
Исполняет  Альфред  Корто


Ф. Шопен. Прелюдия до минор
Исполняет  Иво  Погорелич


Ф. Шопен. Этюд Ми мажор
Исполняет  Маурицио  Поллини


Ф. Шопен. Этюд до минор, op.10 №12, «РЕВОЛЮЦИОННЫЙ»
Исполняет  Сильвия  Капова


Задание 3

Сольфеджио

Тема: «Золотой ход валторн»

С этого хода из 3-х интервалов начинается финал симфонии Гайдна
Ми-бемоль мажор (первые 4 секунды звучания):

  1. Рабочая тетрадь (3 класс)- с.21 №29 (образец в Ми-бемоль мажор — движение вверх и вниз) — разобрать, запомнить.
  2. Рабочая тетрадь (3 класс)- с.21 №30 — выполнить письменно в нотной тетради в указанных тональностях, добавив движение интервалов в обратную сторону, направив их вниз.
    Две параллельные тональности разместить
    на одной строке в 4-х тактах.
    В мажоре:                             |вверх м.6 — ч.5 — б.3|вниз б.3- ч.5- м.6 |
                                                                    III      V       I                    I       V      III
    в параллельном миноре:|вверх б.6 — ч.5 — м.3|вниз м.3- ч.5- б.6||
                                                                    III      V        I                    I      V      III
  3. Играть: 1) T53   развёрнутое; 2) движение нижнего голоса — вверх по T6

Музыкальная литература

  1. Жизненный путь Ф. Шопена.
  2. Фортепианное творчество Ф. Шопена (мазурки и полонезы).
  3. Слушать:
    Ф. Шопен. Мазурка До мажор, соч.56, №2
    Мазурка Си-бемоль мажор, соч.7, №1
    Мазурка ля минор, соч.68, №2
    Полонез Ля мажор, соч.40, №1

Ф. Шопен. Мазурка До мажор, соч.56, №2
Исполняет Даниил Трифонов


Ф. Шопен. Мазурка Си-бемоль мажор, соч.7, №1
Исполняет С. Доренский


Ф. Шопен. Мазурка ля минор, соч.68, №2
Исполняет С. Доренский


Ф. Шопен. Полонез Ля мажор, соч.40, №1
Исполняет Януш Олежничак   (Польша)


Задание 2

Сольфеджио

  1. Письменно в нотной тетради 3 вида гаммы фа минор (параллельная к Ля-бемоль мажору, 4 ь ) — н, г, м.
  2. Из фа минора гармонического выписать все элементы:
    Т53 , устойчивые, неустойчивые, вводные ступени,
    опевание устойчивых ступеней, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые,
    главные трезвучия с обращениями,
    тритоны с разрешением (ув.4, ум.5)
    и  D7  с разрешением.

Музыкальная литература

Тема: «Фортепианное творчество Ф. Шуберта»,
«Симфоническое творчество Ф. Шуберта»

Слушать:

  1. Ф. Шуберт. Экспромт Ми-бемоль мажор
    Ф. Шуберт. Музыкальный момент №3, фа минор
    Ф. Шуберт. Вальс си минор
  2. Ф. Шуберт. Симфония №8, «Неоконченная», I часть

Фортепианное творчество Ф. Шуберта:

Экспромт Ми-бемоль мажор

Музыкальный момент №3, фа минор

Вальс си минор


Симфоническое творчество Ф. Шуберта
Симфония №8, си минор, «Неоконченная» I и II часть
Дирижёр Евгений Мравинский


Задание 1

Сольфеджио

  1. Письменно в рабочей тетради (3 класс):
    стр. 16-17, №2 — 4 (интервалы)

Музыкальная литература

Тема: «Жизненный путь Франца Шуберта. Песенное творчество Ф. Шуберта (куплетная форма)»

Слушать:
Ф. Шуберт. Песни
«Маргарита за прялкой», «Лесной царь», «Форель», «Серенада», «Ave Maria», «В путь» (цикл «Прекрасная мельничиха»), «Шарманщик» (цикл «Зимний путь»)

 


Фрагмент из телевизионного спектакля «Неоконченная симфония» (1968) Сценарий — В.Фараджев, режиссер: А. Гладышев
Роли исполняют: Франц Шуберт — Александр Калягин, Фогль — Леонид Недович
вокал — Александр Ведерников


Вокал — Петер Шрайер

фортепиано — Rudolf Buchbinder
—Place:Schönbrunn Palace (Vienna)


Исполняет  Лучано  Паваротти


Ф. Шуберт. Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха». №1 «В путь»
Поёт  Эдуард  Хиль (на русском языке).
Автор видео — Анна Наумова