Шавырина Т. Н. 6(8) класс

Уважаемые родители! Дорогие учащиеся!

Необходимо до 19 мая выполнить в тональности Ре мажор и прислать итоговую переводную работу по сольфеджио:

Выполненные задания нужно сфотографировать и прислать на адрес:

music_vmeste@mail.ru
Обязательно указать тему — фамилию преподавателя и от кого сообщение

Тема: Шавыриной Т.Н. от …...
(Фамилия Имя учащегося)

На этот же адрес пишите и вопросы преподавателю  Шавыриной Татьяне Николаевне.

!!! Учебное пособие по сольфеджио 1 — 7 класс (скачать)


Урок 7

Сольфеджио

Выполнить и выслать переводную письменную работу по сольфеджио в Ре мажоре (см. задание 6)  до 20 мая :

Внимание!
Работу можно выполнить на нотной бумаге и подписать, как в бланке.
Сфотографировать и прислать на почту или в Ватсапп.


Музыкальная литература

Тема: «Повторение пройденного музыкального материала по зарубежной музыке 19 века (романтизм в европейской музыке)

Слушать фортепианную музыку Ф. Шопена:

Этюды Ми мажор (соч.10 №3),
до минор (соч.10 №12)
Вальс до-диез минор №7
Ноктюрн фа минор


Ф. Шопен. Этюд Ми мажор, соч. 10 №3
Исполняет Олег Вайнштейн


Ф. Шопен. Этюд до минор (соч.10 №12), «Революционный»
Исполняет  Евгений Кисин


Ф. Шопен. Вальс до-диез минор №7
Исполняет  Артур Рубинштейн


Ф. Шопен. Ноктюрн фа минор
Исполняет  Владимир Горовиц


Урок 6

Сольфеджио

Необходимо до 19 мая выполнить и прислать переводную работу по сольфеджио:


Тема: «Повторение пройденного. Модуляция в параллельную тональность, модуляция в доминантовую тональность».

Модуляция — переход в новую тональность с последующим закреплением в этой новой тональности.

  1. Учебник сольфеджио (Арцышевский):
    №743 (Ми-Си) — модуляция в D-тональность
    №746 (ре гарм. — Фа) — модуляция в параллельную тональность.
    Переписать номера в нотную тетрадь.
    Задания выполнять так же, как в уроке 5-м, где отклонения.

Музыкальная литература

Тема: «Повторение пройденного музыкального материала по зарубежной музыке 19 века (романтизм в европейской музыке)

Слушать фортепианную музыку Ф. Шопена:
1) Мазурки До мажор (соч.56 №2),
Си-бемоль мажор (соч.7 №1),
ля минор (соч.68 №2)
2) Полонез Ля мажор (соч.40 №1)
3) Прелюдии —  ми минор №4, Ля мажор №7, до минор №20


Ф. Шопен. Мазурка До мажор (соч.56 №2)
Исполняет  Рафал Блехач (Польша)


Ф. Шопен. Мазурка  Си-бемоль мажор (соч.7 №1)
Исполняет  Сергей Доренский


Ф. Шопен. Мазурка ля минор (соч.68 №2)
Исполняет  Бенедетти  Микеланджели


Ф. Шопен. Мазурка ля минор (соч.68 №2)
Исполняет  Марьян Кепура (Marjan Kiepura)


Ф. Шопен. Полонез Ля мажор (соч.40 №1)
Исполняет  Маурицио Поллини


Ф. Шопен. Прелюдия №4,  ми минор
Исполняет Святослав Рихтер,
Запись с концерта- Варшава, 10 ноября 1954 г.


Ф. Шопен. Прелюдия №7, Ля мажор
Исполняет  Алан Шиллер


Ф. Шопен. Прелюдия №20, до-минор
Исполняет  Григорий Соколов,
Берлинская филармония, 29.03.2017


Урок 5

Сольфеджио

Тема: «Повторение пройденного. Отклонение в параллельную тональность, отклонение в  D-тональность.»

Отклонение — это переход в новую тональность с последующим возвращением в прежнюю тональность.

  1. Учебник сольфеджио (Арцышевский) №728 (Ля-фа#-Ля) — в параллельную тональность
    №731 (Си ь  — соль м.  — Си ь — соль м. — Си ь) — отклонение в параллельную тональность
    №734 (Ля-Ми-Ля) — отклонение в D-тональность
    Переписать в нотную тетрадь (сначала строку делить на такты), сыграть, подпеть. По случайным знакам и по звучанию мелодии определить место перехода в новую тональность и место возвращения в прежнюю тональность.
    Отметить это в нотном тексте. Сыграть и подпевать. Пытаться спеть без поддержки инструмента с дирижированием.

Музыкальная литература

Повторение пройденного музыкального материала по русской музыке 19 века.

Слушать:  М. Глинка
«Вальс-фантазия»
«Камаринская»
«Арагонская хота»
«Ночь в Мадриде»
Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

 


Урок 4

Сольфеджио

Тема: «Квартово-квинтовой круг тональностей»

  1. Строить на клавиатуре фортепиано цепочки ч.5 вверх (вправо) от «фа» (фа-до, до-соль, … , закончить си# -фа х)  и
    вниз (влево) от «си» (си-ми, ми-ля, …  , закончить  «фа ь— си ьь«).(ПРАВИЛО: ч.5 = 0 +0,   # +  #,  ь + ь,  фа-си, си-фа — исключение).
  2. Играть тоники параллельных тональностей (находятся на расстоянии м.3), называя тональности. При этом называть в каждой паре количество ключевых знаков.
    Идём от До мажора-ля минора (0 знаков) вверх (далее Соль мажор-ми минор (1 #), Ре — си (2 #) и т.д. — до 7 #).
    Затем от До мажора-ля минора (0 знаков) вниз (далее Фа мажор-ре минор (1 ь), Си ь-соль (2 ь)  и т.д. до 7 ь).
  3. Рабочая тетрадь (5 класс) — с.12, №5-6 — письменно (ч.5 вверх и вниз)

Музыкальная литература

Повторение пройденного музыкального материала по русской музыке.

Слушать романсы нач. 19 в.:
А. Алябьев. «Соловей»
А. Варламов. «Вдоль по улице метелица метёт», «Горные вершины», «Красный сарафан», «Белеет парус одинокий»
А.Ф. Гурилёв. «Колокольчик»,
М. Глинка. «Не искушай», «Попутная песня», «Жаворонок», «Я помню чудное мгновенье»


А. Алябьев. Соловей
Исполняет Мария Веретенина


А. Варламов. «Вдоль по улице метелица метёт»
Исполняет Виктор Ольхов


А. Варламов, слова М. Лермонтова. «Горные вершины»
Исполняет  Олег  Погудин


А. Варламов. «Красный сарафан»
Исполняет  Надежда  Обухова


А. Варламов, слова М. Лермонтова. «Белеет парус одинокий»
Исполняет  Сергей  Лемешев


А. Гурилёв. «Колокольчик»
Исполняет  Борис  Гмыря, партия фортепиано Лев Острин


М. Глинка, слова Е. Баратынского. «Не искушай»
Исполняет  Тамара  Синявская

М. Глинка, слова Н. Кукольника. «Попутная песня»


М. Глинка. «Жаворонок»
Исполняет  Виктория  Иванова
Запись из Малого зала Ленинградской филармонии, 1971 г.


М. Глинка, слова А. С. Пушкина. «Я помню чудное мгновенье»
Исполняет  Дмитрий  Хворостовский


Урок 3

Сольфеджио

Тема: «Энгармонизм тональностей с 6 знаками»

Скачать документ «Энгармонизм тональностей»

См. дополнительно:
Панова Н. В. Конспекты по элементарной теории музыки, с. 27.

  1. Записать в нотной тетради пары энгармонически равных тональностей (пара — на одной строке,
    ключевые знаки вынести к нотам, записав перед нотой,
    ступени обозначить римскими цифрами).
  2. Рабочая тетрадь (6 класс) -с. 9, №8 — письменно (соединить, указав количество #   и ь ).

Музыкальная литература

Тема: «А. С. Даргомыжский. Опера «Русалка»»

  1. Читать: учебник стр.33 (до позднего периода творчества)
  2. Смирнова. Учебник русской музыкальной литературы, стр.37-47
  3. Смотреть: А. Даргомыжский. Опера «Русалка».
  4. Слушать номера из оперы А. Даргомыжского «Русалка»:
    I действие —
    Ария Мельника, Терцет Наташи, Князя и Мельника «Ах, прошло то время…»
    Хоры крестьян «Ах ты, сердце», «Заплетися, плетень», «Как на горе мы пиво варили»;
    II действие — Хор «Сватушка», Песня Наташи «По камушкам, по жёлту песочку»;
    III действие — Хороводы русалок, Хор русалок «Любо нам ночной порою», Каватина Князя «Невольно к этим грустным берегам».

Фильм-опера «Русалка» (1971 г.)
Звучит запись 1957 года с участием солистов и оркестра Государственного академического Большого театра Союза ССР, дирижер — Евгений
Светланов.

1 действие
0:10 — ария мельника «Ах, тото, все вы, девки, молодые».
08:07 — ариозо Наташи «Ах, прошло то время». — Наташа «Ласковым ты словом».
21:38 — Наташа «Разве я за тобою вслед».
23:02 — реплика князя «Видишь ли, князья не вольны жен себе по сердцу брать».
40:14 — Наташа «Днепра царица».
2 действие
— трехголосный женский хор «Сватушка».
45:36 — песня Наташи «Как по камушкам, по жёлтому песочку».
3 действие
01:02:35 — каватина князя «Мне все здесь на память»
 01:08:01 — Мельник «Я продал мельницу бесам»
01:13:00 — мельник «Да, стар и шаловлив я стал»
4 действие
01:22:58 — Ария мести русалки «Давно желанный час настал!»


Урок 2

Сольфеджио

  1. Записать в нотной тетради гамму ми-бемоль минор трёх видов (параллельная к Соль-бемоль мажору, 6b).
  2. Из ми-бемоль минора гармонического выписать t53 , устойчивые и неустойчивые, вводные ступени;
    опевание устойчивых ступеней;
    разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые;
    главные трезвучия с обращением;
    s и D аккорды с обращениями и разрешением в тонические аккорды;
    тритоны доминантовые и субдоминантовые с разрешением;
    характерные интервалы (1 пара — ув.2, ум.7) в гармоническом мажоре с разрешением;
    D7  и его обращения с разрешением (в миноре гармоническом);
    вводный септаккорд VII ступени (Ум.) в миноре гармоническом с разрешением двумя способами.
  3. Сыграть и спеть элементы гаммы ми-бемоль мажор по тетради.

Музыкальная литература

Тема: «Вокальное творчество А. С. Даргомыжского»

Читать: учебник стр.34-37 («Романсы и песни»); стр.37 вопросы 1 – 5

Играть и петь: учебник, примеры №№35 — 39

Слушать: романсы А. Даргомыжского «Шестнадцать лет», «Мне грустно», «Старый капрал», «Мельник».


А. Даргомыжский, А. Дельвиг. Романс «Шестнадцать лет».
Исполняет  Галина Писаренко.
Видео Анна Наумова


А. С. Даргомыжский, М. Ю. Лермонтов. Мне грустно
Исполняет  Андрей  Иванов (баритон)


А. С. Даргомыжский, А. С. Пушкин. «Я Вас любил»
Исполняет Лев Острин

 

 

 

 


Урок 1

Сольфеджио

  1. Написать в нотной тетради гамму Соль-бемоль мажор двух видов — натуральный и гармонический.
  2. Из тональности Соль-бемоль мажор мажор гармонический выписать Т53 , устойчивые и неустойчивые, вводные ступени;
    опевание устойчивых ступеней;
    разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые;
    главные трезвучия с обращением;
    S и D аккорды с обращениями и разрешением в тонические аккорды;
    тритоны доминантовые и субдоминантовые с разрешением в натуральном и гармоническом мажоре;
    характерные интервалы (1 пара — ув2, ум7) в гармоническом мажоре с разрешением;
    D7  и его обращения с разрешением в мажоре натуральном;
    вводный септаккорд VII ступени (М, Ум) в мажоре натуральном и гармоническом с разрешением двумя способами.
  3. Сыграть и спеть элементы гаммы Соль-бемоль мажор по тетради.

Музыкальная литература

Тема: «Жизненный и творческий путь А. С. Даргомыжского»

Читать учебник стр.31-34; стр.34 вопрос 1 – 4

Письменно: рабочая тетрадь — тест 2

Слушать: А. С. Даргомыжский. Оркестровая фантазия «Баба-Яга»