Шавырина Т. Н. 5(8) класс

Уважаемые родители! Дорогие учащиеся!

Выполненные задания нужно сфотографировать и прислать на адрес:

music_vmeste@mail.ru
Обязательно указать тему — фамилию преподавателя и от кого сообщение

Тема: Шавыриной Т.Н. от …...
(Фамилия Имя учащегося)

На этот же адрес пишите и вопросы преподавателю  Шавыриной Татьяне Николаевне.

!!! Учебное пособие по сольфеджио 1 — 7 класс (скачать)


Задание 7

Сольфеджио

Тема: «Повторение пройденного материала: D7 и его обращения

  1. Рабочая тетрадь 5 класс, с.5, таблица 3 — рассмотреть, запомнить интервальный состав аккордов от звука

Памятка:

а- названия аккордов , построенных от звука (не в тональности) обозначаются (и в Рабочей тетради, и в нотной тетради) печатными буквами; первая буква — заглавная (см. РТ, 4 класс, с. 4, таблица 1, 2)
Б5/3 — мажорное 5/3               Б6 — мажорный секстаккорд
М 5/3 — минорное 5/3             М6- минорный секстаккорд
Ув 5/3 — увеличенное 5/3
Ум5/3- уменьшённое 5/3

Б6/4 — мажорный квартсекстаккорд
М6/4- минорный квартсекстаккорд

б- название интервалов обозначаются (и в Рабочей тетради, и в нотной тетради) прописными письменными буквами
Пример для сравнения:
Б6- мажорный секстаккорд
б.6— большая секста
М6- минорный секстаккорд
м. 6— малая секста

в- названия аккордов в тональности обозначаются буквами T, S, D (t, s, d), так как аккорды в тональности имеют функциональную принадлежность (тоника, субдоминанта, доминанта)

2. РТ 5 класс, с. 18, №2- подписать под аккордами в строку их названия (буквы, цифры)

3. РТ, 5 класс, с. 18 №3- письменною

Памятка:

а- у нижней ноты ставить знак нельзя,
б- м.3, б.3 — считать по клавиатуре полутоны,
в- ч.4 = О + О,  # + #, ь + ь;  фа-си, си-фа — исключения
г- ноты не закрашивать.

4. Памятку после 1-го задания переписать в нотную тетрадь.

Музыкальная литература

Тема: «Повторение пройденного материала. Сонатная форма.»

  1. Учебник, с. 47-48
  2. Учебник, с. 51, вопросы 4-7

Задание 6

Сольфеджио

Тема: «Повторение пройденного материала: D7 и его обращения

  1. Рабочая тетрадь 5 класс, с. 24 №12:
    закрасить в аккордах неустойчивые ступени;
    под нотами аккордов подписать названия аккордов;
    ещё ниже — ступени, на которых они строятся.

Порядок выполнения задания (см. нотную тетрадь 2019-2020 уч.г.):

а)  под нотным станом римскими цифрами обозначить ступень (самый низкий звук, на котором строится данный аккорд — ступень считать от тоники);
б)  от нижней ноты вверх рассмотреть интервальный состав аккорда (считать только ступеневую величину составляющих интервалов, что соответствует цифрам)

Пример:
«ре-фа#-си» = 3 + 4;
«до-ми-фа#-ля» = 3 + 2 + 3  и т.д.

в) вместе с цифровым обозначением аккордов
( 53 = 3+3 ;   6 = 3+4 ;   6 = 4+3 ;   7 = 3+3+3 ;   65 = 3+3+2 ;
43 = 3+2+3 ;  2 = 2+3+3)  дать его функциональную принадлежность (T,  S,  D)

г)   выше римской цифры подписать названия аккордов: Т53 , Т, … D4…  и т.д.

2. Рабочая тетрадь 5 класс, с. 25 №13- построить аккордовые последовательности (требование к оформлению сходно с 1-м заданием данного урока).
Помнить:   после 4-х звучных аккордов следует разрешение в 4-х звучные тонические аккорды.


Музыкальная литература

Повторение пройденного материала.

Классический сонатно-симфонический цикл.

  1. Учебник, с. 49-50.
  2. Учебник, с. 50-51, вопрос 3, 8, 9.

Задание 5

Сольфеджио

Повторение пройденного материала.

  1. Рабочая тетрадь 5 класс- с.28, №5 (а — г) — расставить в примерах переменные размеры.
  2. Музыкальный синтаксис, РТ 5 класс, с.28 №5 б)- расставить цезуры («галочка») между фразами;
    подписать названия фраз латинскими буквами (a, b, c, d);
    обозначить границы предложения, периода;
    спеть с дирижированием.
  3. Повторение пройденного D7 и его обращений. РТ 5 класс с. 24 №11 (мелодия по звукам D7 и его обращений).
  4. РТ 5 класс с.24 №11 (2-я и 3-я строки)- спеть с дирижированием.

Музыкальная литература

Тема: «Симфоническое творчество Л. Бетховена.
Симфония №5, до минор, II, III, IV часть»
.

  1. Учебник с.124-128.
  2. Учебник с. 128, вопросы 5-7.
  3. Учебник- №64-71 играть.
  4. РТ (зарубежная муз. литература)- во всех тестах заполнить вопросы-ответы по Л. Бетховену.
  5. Слушать:
    Л. Бетховен. Симфония №5, до минор, II, III, IV часть.

Людвиг ван Бетховен. Симфония №5,
II часть


Людвиг ван Бетховен. Симфония №5,
III часть

Людвиг ван Бетховен. Симфония №5,
IV часть


Задание 4

Сольфеджио

Тема: «Музыкальный синтаксис»

В одну строку

1-е предложение      V         2-е предложение
|1 такт|2 такт|3 такт|4 такт|5 такт|6 такт|7 такт|8 такт||
фраза                  фраза                фраза                   фраза
период

См.
1. Учебник музыкальной литературы для 4 класса «Азбука музыки» (Горбунова Л. В., Павлюткина Р. Н.), глава III, «Содержание и форма музыкальных произведений. Период». Стр. 21-23 (старый вариант учебника) или с. 35-38 (новый, 2-частный вариант учебника, ч.1)

2. Н. В. Панова. Справочник по теории музыки для учащихся музыкальных школ — с.63-68 — прочитать.


Музыкальная литература

Тема: «Симфоническое творчество Л. Бетховена. Симфония №5 (до минор), I часть»

  1. Читать: учебник стр.121-124
  2. Играть: учебник, примеры  №№60-63 — играть
  3. Учебник с.128, вопрос 1- 4
  4. Слушать: Л. ван Бетховен. Симфония №5, I ч.
  5. Внимание, выпускники! Слушать музыку для подготовки к выпускному экзамену по музыкальной литературе.

Людвиг ван Бетховен. Симфония №5,
I часть

Филадельфийский оркестр, дирижёр  Риккардо  Мути


Урок 3

Сольфеджио

  1. Тема: «Буквенные обозначения звуков, знаков, ладов, тональностей»

Исключения в обозначениях:
ми ь —  es (а не ees)
ля ь — as  (а не aes)
си ь — b (а не h)

См. Рабочая тетрадь (5 класс), с.3

  1. Рабочая тетрадь (5 класс), с.8, №1, 2 — письменно.
  2. Рабочая тетрадь (5 класс), с.9 №7 (обозначить тональности буквенно),
    №№8, 11 — письменно

Музыкальная литература

Тема: «Симфоническое творчество Л. Бетховена. Увертюра «Эгмонт»

  1. Читать: учебник стр.128- 134
  2. Играть: учебник, примеры  №№72- 80
  3. Учебник с.134 — вопрос 1- 5
  4. Слушать: Л. ван Бетховен Увертюра «Эгмонт»
  5. Внимание, выпускники! Слушать музыку для подготовки к выпускному экзамену по музыкальной литературе.

Л. ван Бетховен Увертюра «Эгмонт»
Дирижёр Сэйдзи Одзава (Seiji Ozawa)
Saito Kinen Orchestra 1996.8.31, Nagano. Japan Live


Л. ван Бетховен Увертюра «Эгмонт»
Дирижёр  Лорин  Маазель

 


Урок 2

Сольфеджио

  1. В нотную тетрадь записать си-бемоль минор трёх видов (параллельная к Ре-бемоль мажору, 5 бемолей).
    Из си-бемоль минора гармонического выписать те же элементы, что и из Ре-бемоль мажора:
    Т53   неполное и полное;
    устойчивые-неустойчивые, вводные ступени;
    опевание устойчивых ступеней;
    разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые;
    главные трезвучия с обращениями;
    субдоминантовые и доминантовые аккорды с обращениями и разрешением в тонические аккорды;
    доминантовые тритоны (ув.4, ум.5) с разрешением.

Музыкальная литература

Тема: «Фортепианное творчество Л. Бетховена. Соната №8, до минор «Патетическая» II и III части»

Читать: учебник стр.118-121, отвечать на вопросы 4-5 стр. 124.

Слушать: Л. ван Бетховен Соната №8, до минор, «Патетическая», II, III части.

Играть: учебник, примеры  №№ 55-58 а), б), №59


Л. Бетховен. Соната для фортепиано №8, «Патетическая»
II. Adagio cantabile          Исполняет Владимир  Ашкенази:


 III. Rondo. Allegro      Исполняет  Анни  Фишер:


Урок 1

Сольфеджио

  1. Написать в нотной тетради гамму Ре-бемоль-мажор (5 бемолей) и все элементы:
    Т53   неполное и полное;
    устойчивые-неустойчивые, вводные ступени;
    опевание устойчивых ступеней;
    разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые;
    главные трезвучия с обращениями;
    субдоминантовые и доминантовые аккорды с обращениями и разрешением в тонические аккорды;
    доминантовые тритоны (ув.4, ум.5) с разрешением.
  2. Сыграть записанное в тетради и спеть.

Музыкальная литература

Тема: «Фортепианное творчество Л. Бетховена. Соната №8 «Патетическая» I часть»

Читать: учебник стр.115-118, отвечать на вопросы 1-3 стр. 124.

Слушать: Л. ван Бетховен Соната №8, до минор, «Патетическая», I часть.

Играть: учебник №№ 51-54


Исполняет  Эмиль  Гилельс:


Исполняет  Святослав  Рихтер:


Исполняет Дмитрий Михайлов (электронное пианино):