Шавырина Т. Н. 4(8) класс

Уважаемые родители! Дорогие учащиеся!

Выполненные задания нужно сфотографировать и прислать на адрес:

music_vmeste@mail.ru
Обязательно указать тему — фамилию преподавателя и от кого сообщение

Тема: Шавыриной Т.Н. от …...
(Фамилия Имя учащегося)

На этот же адрес пишите и вопросы преподавателю  Шавыриной Татьяне Николаевне.

!!! Учебное пособие по сольфеджио 1 — 7 класс (скачать)


Урок 7

Сольфеджио

Тема: «Построение цепочек аккордов в мажоре и миноре гармоническом (VII#)»

  1. РТ 4 класс- с. 23 №7 а) — в мажоре, 7 в)-в миноре гармоническом- выполнить письменно в нотной тетради (т.к. в Рабочей тетради между нотными строками оставлен маленький промежуток, на котором сложно между строками записать название аккордов и под ними римскими цифрами ступени).

Порядок выполнения работы при построении цепочек аккордов в тональности:

а) написать начальную тактовую черту, ключ, название тональности над ключом, ключевые знаки;

б) перед скрипичным ключом продлить влево нотные линейки. На них построить T53 ( t53 ), в Ре мажоре написать ре-фа#-ля, в си миноре —  си-ре-фа#. Это устойчивые ноты (o).
Все остальные ноты, кроме звуков T53, являются неустойчивыми и требуют закраски (●).

в) под каждым обозначением аккорда подписать римской цифрой ступень, на которой аккорд строится (см. РТ 3 класс, с. 6, таблица 3);

г) на нотном стане над обозначением каждого аккорда написать нотами линию баса (нижнего голоса) в соответствии с римской цифрой. Каждую ступень нужно отсчитывать по гамме от I ступени (Тоники), ноту которой можно увидеть в названии тональности.
На 1-й строке — Тоника «ре», на 2-й строке — тоника «си».

При написании баса нужно следить за тем, чтобы очередная нота находилась от предыдущей ноты на близком расстоянии (между нотами в басу должна получиться плавная приятная мелодия без больших скачков).

д) от каждой написанной нижней ноты аккорда нужно вверх достроить остальные ноты аккорда по ступеневым величинам составляющих интервалов.

Помнить:
53  = 3 + 3
6-аккорд = 3+4
64  = 4 + 3

Пример: 1-я строка №7 (Фа мажор)

фа- ля-до (T53 )

ми- соль-до (D6)

и т.д.

е) Все неустойчивые ноты, входящие в аккорды, закрасить (●)  ;
ж) в минорных тональностях в названии тональности посл слова минор добавить вид минора (буква г); в нотах не пропускать VII#.

2. Порядок выполнения работы по построению цепочек аккордов в тональности переписать, с заголовком, в нотную тетрадь (а, б, в, г, д, е, ж).

Музыкальная литература

Повторение материала.

Письменно:

  1. Учебник- с. 56, тесты №1-2
  2. Учебник- с. 60-62, тест №6
  3. Учебник с. 57-59, тест 3, 4, 5

Урок 6

Сольфеджио

Тема: «Аккорды в тональности»

  1. РТ 4 класс- с. 22 №4 а), б), в)- письменно.
    а- определить и подписать название тональности. Подчеркнуть движения мелодии по звукам аккордов, подписать (T53, T6, Т64; S5, …; D53 …)
    Памятка «Движение звуков в аккорде»
    б- сыграть, подпеть №4а), №4в);
    №4в) выучить сольфеджировать с дирижированием
  2. РТ 4 класс- с. 23 №6 (а, б, в)- определить тональность;
    под названиями аккордов подписать римскими цифрами ступени, на которых они строятся;
    вписать звуки;
    сыграть, подпеть;
    №6 б, №6 в  наизусть

Музыкальная литература

Повторение материала по теме:
«Музыкальные инструменты, исполнители, музыкальные произведения».

  1. Учебник- с. 52-54, №1-10 письменно (в №10 данная буква не может быть первой и последней). С буквой «ы» — инструмент «волынка».
  2. Учебник- с. 54-55, №1, 2, 3.

Урок 5

Сольфеджио

Тема: «Золотой ход валторн»

  1. В нотную тетрадь переписать двухголосный №141 (Л. Бетховен. Симфония №9, IV ч. тема Радости, Фа мажор):
    сначала нотную строку разделить на такты;
    найти в двухголосии движение по интервалам, входящим в  «Золотой ход валторн» вниз, вверх;
    подчеркнуть, подписать названия интервалов (ступеневую и качественную величину);
    указать ступени, на которых интервалы строятся, например:
    б.3 ….  и так далее.
    I
  2. Играть и подпевать  в №141 каждый голос;
    выучив, один голос петь, другой играть;
    меняться местами.

Музыкальная литература

Тема: «Джазовый оркестр. Эстрадный оркестр. Состав Биг-бенда (Биг-бенд — см. словарь). Прославленные джазовые музыканты.»

Учебник с.47-49.

Слушать:
Дж. Гершвин. «Рапсодия в блюзовых тонах для фортепиано с оркестром»
Дж. Гершвин. Колыбельная «Summertime» из оперы «Порги и Бесс»
С. Джоплин. Регтайм
Пол Маккартни. Песня «Жёлтая подводная лодка»


Дж. Гершвин. «Рапсодия в блюзовых тонах» для фортепиано с оркестром (запись 1945 г.)


Дж. Гершвин. Колыбельная «Summertime» из оперы «Порги и Бесс»
Луи Армстронг (труба, вокал), Элла Фитцджеральд (вокал)
1957 (Original Remastered 2011)


Глен Миллер. «In the Mood»из кинофильма «Серенада Солнечной долины» (1941 г.)


С. Джоплин. Регтайм «Конферансье», «Артист эстрады»
Исполняют Валерия Базыкина, Сергей Жилин
ММДМ Театральный зал


Пол Маккартни. Песня «Жёлтая подводная лодка»
The Beatles — Yellow Submarine


Урок 4

Сольфеджио

Тема: «Золотой ход валторн»

  1. В нотной тетради письменно построить в мажоре — параллельном миноре (на одной нотной строке в 4-х тактах) «Золотой ход валторн» в следующих тональностях:
    До — ля, Соль — ми (1#), Фа — ре (1 ь), Ре — си (2 #), Си ь — соль (2 ь), Ми — до # (4 #), Ля ь — фа (4 ь)

Музыкальная литература

Тема: «Оркестр русских народных инструментов»

Прочитать:   учебник,  стр. 49-52 (до вопросов и заданий)

Слушать:
Василий Андреев. Вариации на русскую народную песню «Светит месяц»
В. Городовская. Вальс «Воспоминание об Андрееве»
Н. Осипов. Камаринская


В. Андреев. Вариации на русскую народную песню «Светит месяц»
Оркестр народных инструментов России Осипова (2010 г.)


В. Городовская. Вальс «Воспоминание об Андрееве»

Н. Осипов. Камаринская
Оркестр им. Осипова, 1953 г.


Н. Осипов. Камаринская
Оркестр им. Осипова, 2010 г.


Урок 3

Сольфеджио

Тема: «Золотой ход валторн»

С этого хода из 3-х интервалов начинается финал симфонии Гайдна
Ми-бемоль мажор (первые 4 секунды звучания):

  1. Рабочая тетрадь (3 класс)- с.21 №29 (образец в Ми-бемоль мажор — движение вверх и вниз) — разобрать, запомнить.
  2. Рабочая тетрадь (3 класс)- с.21 №30 — выполнить письменно в нотной тетради в указанных тональностях, добавив движение интервалов в обратную сторону, направив их вниз.
    Две параллельные тональности разместить
    на одной строке в 4-х тактах.
    В мажоре:                             |вверх м.6 — ч.5 — б.3|вниз б.3- ч.5- м.6 |
                                                                    III      V       I                    I       V      III
    в параллельном миноре:|вверх б.6 — ч.5 — м.3|вниз м.3- ч.5- б.6||
                                                                    III      V        I                    I      V      III
  3. Играть: 1) T53   развёрнутое; 2) движение нижнего голоса — вверх по T6

Музыкальная литература

Тема: «Духовой оркестр. Состав оркестра»

Прочитать:   учебник,  стр. 43-44

Слушать:
Василий Агапкин. Марш «Прощание славянки»
Пётр Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год»
Михаил Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
(вместе с Черномором на сцену выходит духовой оркестр)


В. Агапкин. Марш «Прощание славянки»


П. Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год»
Дирижёр  Мстислав  Ростропович (1993 г.)


М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»


Урок 2

Сольфеджио

  1. Письменно в нотной тетради 3 вида гаммы фа минор (параллельная к Ля-бемоль мажору, 4b) — н, г, м.
    Из фа минора гармонического выписать все элементы:
    Т53 , устойчивые, неустойчивые, вводные ступени,
    опевание устойчивых ступеней, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые,
    главные трезвучия с обращениями,
    тритоны с разрешением (ув.4, ум.5)
    и  D7  с разрешением.

Музыкальная литература

Тема: «Камерный оркестр»

Прочитать:   учебник  стр. 44 — 47 (до темы «Джазовый оркестр»)

Слушать:
А. Вивальди. Концерты для камерного оркестра «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».

Антонио Вивальди. Концерт «Весна», Ми мажор, 3 части:
I.Allegro   II.Largo   III. Allegro (Danza pastorale)

В исполнении: Ицхак Перлман (Itzhak Perlman) — Скрипка и дирижёр. Лондонский Филармонический оркестр (LPO).  Запись  1976 г.


Антонио Вивальди. Концерт «Лето», соль минор, 3 части:
I. Allegro non molto  II. Adagio   III. Presto (Tempo impetuoso d»estate)

Антонио Вивальди. Концерт «Осень», Фа мажор, 3 части:
Исполняет Зальцбургский камерный оркестр

Антонио Вивальди. Концерт «Зима», фа минор, 3 части:
I. Allegro non molto  II. Largo  III. Allegro

Скрипка и дирижёр: Ицхак Перлман (Itzhak Perlman)
Лондонский Филармонический оркестр (LPO) Запись:1976 г.


Урок 1

Сольфеджио

  1. Письменно: рабочая тетрадь 4 кл. стр.25 №1,
  2. Повторить правила построения D7 в мажоре и миноре гармоническом с разрешением  (см. Рабочая тетрадь 4 кл., стр.25 №1 образец).

Музыкальная литература

Тема: «Симфонический оркестр»

Читать: учебник стр. 34-43 (до раздела «Духовой оркестр»).

Слушать:
Б. Бриттен. «Путешествие по симфоническому оркестру»