Шавырина Т. Н. 3(3+2) класс

Уважаемые родители! Дорогие учащиеся!

Выполненные задания нужно сфотографировать и прислать на адрес:

music_vmeste@mail.ru
Обязательно указать тему — фамилию преподавателя и от кого сообщение

Тема: Шавыриной Т.Н. от …...
(Фамилия Имя учащегося)

На этот же адрес пишите и вопросы преподавателю  Шавыриной Татьяне Николаевне.


Урок 7

Сольфеджио

Тема: «Повторение материала. Группировка длительностей.»

  1. РТ 3 класс- с. 28 №5 (а, б, в, г)- письменно.
    Порядок выполнения задания:

    а)- определить и подписать над ключом название тональности (если тональность минорная, обозначить ещё вид минора- н, г, м)
    б) на пустой строке, идущей ниже данной мелодии, переписать ключ, ключевые знаки, размер.
    в)- под каждой нотой напечатанной мелодии на следующей за ней строке, ниже, написать овалы нот точками (О- половинная, . — четверть, восьмые, шестнадцатые)
    г)- группировку вокальную (где каждая нота длительностью четверть, восьмая, шестнадцатая написана отдельно) заменить группировкой инструментальной, в которой мелкие длительности, имеющие «флажки»( восьмые, шестнадцатые) соединить в группы по долям размера
    Помнить, что
    2/4 = двум долям, это две группы нот, равные двум четвертям;
    3/4 = трём долям, это три группы нот, равные трём четвертям;
    4/4 = четырём долям, это четыре группы нот, равные 4-м четвертям;
    3/8 = трём долям (3 восьмые «под одной крышей»);
    6/8 = шесть долей, это две группы нот по три восьмых (6/8 = 3/8 + 3/8)
    д)- подставить к овалам штили, соединяя их (если необходимо) в группы. См.: пункт г) данного задания, РТ 1 класс, с. 14 №13, 14, 15, а также таблица ритмов (в ней каждая группа нот составляет четверть).

Длительности без флажков (четверти, половинные без точки или с точкой) не могут соединяться.

е) если в группу нот входят ноты с разным направлением штилей, то в группе нот, соединяющихся под одну «крышу», штили нужно повернуть в одном направлении — по первой ноте.
ж) В соответствии с количеством долей в каждом размере строку нужно разделить на такты:
в размере 2/4 = две доли = две группы нот и т.д.


Слушание музыки

Повторение музыки для духового оркестра и оркестра руских народных инструментов.

Василий Андреев. Вариации на русскую народную песню «Светит месяц»
В. Городовская. Вальс «Воспоминание об Андрееве»
Н. Осипов. Камаринская


В. Андреев. Вариации на русскую народную песню «Светит месяц»
Оркестр народных инструментов России Осипова (2010 г.)


В. Городовская. Вальс «Воспоминание об Андрееве»

Н. Осипов. Камаринская
Оркестр им. Осипова, 1953 г.


Н. Осипов. Камаринская
Оркестр им. Осипова, 2010 г.


Слушать:
Василий Агапкин. Марш «Прощание славянки»
Пётр Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год»
Михаил Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
(вместе с Черномором на сцену выходит духовой оркестр)


В. Агапкин. Марш «Прощание славянки»


П. Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год»
Дирижёр  Мстислав  Ростропович (1993 г.)


М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»


Урок 6

Сольфеджио

Тема: «Строение аккордовых последовательностей, состоящих из обращений главных трезвучий лада»

  1. РТ 3 класс- с. 24 №7 (первую строку построить в Ре мажоре, 2-й строку — в си миноре гарм. с VII # ст.) — письменно.

Порядок выполнения работы при построении цепочек аккордов в тональности:

а) написать начальную тактовую черту, ключ, название тональности над ключом, ключевые знаки;

б) под каждым обозначением аккорда подписать римской цифрой ступень, на которой аккорд строится (см. РТ 3 класс, с. 6, таблица 3);

в) на нотном стане над обозначением каждого аккорда написать нотами линию баса (нижнего голоса) в соответствии с римской цифрой. Каждую ступень нужно отсчитывать по гамме от I ступени (Тоники), ноту которой можно увидеть в названии тональности.
На 1-й строке — Тоника «ре», на 2-й строке — тоника «си».

При написании баса нужно следить за тем, чтобы очередная нота находилась от предыдущей ноты на близком расстоянии (между нотами в басу должна получиться плавная приятная мелодия без больших скачков).

г) перед скрипичным ключом продлить влево нотные линейки. На них построить Т 5/3 (t 5/3), в Ре мажоре написать ре-фа#-ля, в си миноре —  си-ре-фа#. Это устойчивые ноты (o). Все остальные ноты, кроме звуков т5/3, являются неустойчивыми и требуют закраски (.) .

д) от каждой написанной нижней ноты аккорда нужно вверх достроить остальные ноты аккорда по ступеневым величинам составляющих интервалов.

Помнить:
5/3 = 3+3
6-аккорд= 3+4
6/4= 4 +3

Пример:

Т5/3 (3+ 3) — ре- фа#- ля
I
D6|4 (4+3) — ми-ля-до#
II
T6 (3+ 4) — фа#-ля-ре
III
и т.д.

е) Все неустойчивые ноты, входящие в аккорды, закрасить (.)  .

2. Порядок выполнения работы по построению цепочек аккордов в ладу — переписать с заголовком в нотную тетрадь (а, б, в, г, д, е).


Музыкальная литература

Тема: «Симфонический оркестр»

Слушать:
Б. Бриттен. «Путешествие по симфоническому оркестру»

Тема: «Камерный оркестр»

Слушать:
А. Вивальди. Концерты для камерного оркестра «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».

Антонио Вивальди. Концерт «Весна», Ми мажор, 3 части:
I.Allegro   II.Largo   III. Allegro (Danza pastorale)

В исполнении: Ицхак Перлман (Itzhak Perlman) — Скрипка и дирижёр. Лондонский Филармонический оркестр (LPO).  Запись  1976 г.


Антонио Вивальди. Концерт «Лето», соль минор, 3 части:
I. Allegro non molto  II. Adagio   III. Presto (Tempo impetuoso d»estate)

Антонио Вивальди. Концерт «Осень», Фа мажор, 3 части:
Исполняет Зальцбургский камерный оркестр

Антонио Вивальди. Концерт «Зима», фа минор, 3 части:
I. Allegro non molto  II. Largo  III. Allegro

Скрипка и дирижёр: Ицхак Перлман (Itzhak Perlman)
Лондонский Филармонический оркестр (LPO) Запись:1976 г.


Урок 5

Сольфеджио

Тема: «Обращения главных трезвучий лада»

  1. Учебник сольфеджио (автор Арцышевский):
    №390 переписать в нотную тетрадь (сначала разделить строку на такты!),
    подчеркнуть в мелодии движение по звукам t и s-аккордов, подписать названия аккордов.
    Памятка:
    движение мелодии по звукам аккорда может идти разными способами (см. рис.).
    Сольмизировать (читать ноты с дирижированием), играть и подпевать, сольфеджировать (петь с дирижированием).
  2. Нотная тетрадь, № 398, подчеркнуть и подписать движение мелодии по звукам Т-аккордов.
  3. №398 повторить пение наизусть.
  4. №398 и №390- стучать ритм, определить последовательно все составляющие мелодию интервалы (от 1-го к 2-му, от 2-го к 3-му звуку, от 3-го к 4-му звуку… так до конца мелодии) — с клавиатурой, давая названия интервалам: ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, м.6, б.6, м.7, б.7, ч.8 — см. интервалы в РТ 2 и 3 класс, с.4.

Музыкальная литература

Джазовый оркестр. Эстрадный оркестр. Состав Биг-бенда (Биг-бенд — см. словарь). Прославленные джазовые музыканты.

Слушать:
Дж. Гершвин. «Рапсодия в блюзовых тонах для фортепиано с оркестром»
Дж. Гершвин. Колыбельная «Summertime» из оперы «Порги и Бесс»
С. Джоплин. Регтайм
Пол Маккартни. Песня «Жёлтая подводная лодка»


Дж. Гершвин. «Рапсодия в блюзовых тонах» для фортепиано с оркестром (запись 1945 г.)


Дж. Гершвин. Колыбельная «Summertime» из оперы «Порги и Бесс»
Луи Армстронг (труба, вокал), Элла Фитцджеральд (вокал)
1957 (Original Remastered 2011)


Глен Миллер. «In the Mood»из кинофильма «Серенада Солнечной долины» (1941 г.)


С. Джоплин. Регтайм «Конферансье», «Артист эстрады»
Исполняют Валерия Базыкина, Сергей Жилин
ММДМ Театральный зал


Пол Маккартни. Песня «Жёлтая подводная лодка»
The Beatles — Yellow Submarine


Урок 4

Сольфеджио

Тема: «Обращения главных трезвучий»

  1. Памятка
  2. Учебник сольфеджио (Арцышевский — скачать), №362, 364:
    а) определить тональность,
    б) переписать в нотную тетрадь (сначала строку разделить на такты)
    в) подчеркнуть прямой чертой движение мелодии по звукам Т 5/3, Т6, Т6/4, подписать под чертой названия этих аккордов (они могут быть направлены вверх от основания аккорда, или вниз к основанию аккорда)
    г) читать ноты с дирижированием (сольмизация)
    д) сыграть на инструменте, подпеть; спеть с дирижированием
  3. Учебник, №364 выучить петь наизусть нотами с дирижированием.

Музыкальная литература

Тема: «Оркестр русских народных инструментов»

Слушать:
Василий Андреев. Вариации на русскую народную песню «Светит месяц»
В. Городовская. Вальс «Воспоминание об Андрееве»
Н. Осипов. Камаринская


В. Андреев. Вариации на русскую народную песню «Светит месяц»
Оркестр народных инструментов России Осипова (2010 г.)


В. Городовская. Вальс «Воспоминание об Андрееве»


Н. Осипов. Камаринская
Оркестр им. Осипова, 1953 г.


Н. Осипов. Камаринская
Оркестр им. Осипова, 2010 г.


Урок 3

Сольфеджио

Тема: «Обращения главных трезвучий лада:
Т53 – Т6 – Т64 ;  S53 – S6 – S64 ;  D53 – D6 – D6«

Повторение:
ДВА  ОБРАЩЕНИЯ   ТРЕЗВУЧИЯ —
СЕКСТАККОРД  и  КВАРТСЕКСТАККОРД

  1. В рабочей тетради (3 класс)  с. 22-23 — письменно (начиная с Соль мажора)
  2. Рабочая тетрадь  с. 23 №3 — письменно, наизусть.
  3. Рабочая тетрадь  с. 6 — таблица 1, 2, 3 — повторение.

Интервалы

Памятка

Сначала в любом интервале при построении или определении необходимо сосчитать ступени, что соответствует цифре, которой интервал обозначается.

И только потом применять правило, напечатанное в Рабочей тетради, стр.4 «Интервалы».

Полутоны считать только : м.2, б.2, м.3, б.3.

ч.1, ч.4, ч.5, ч.8 = О + О ;  # + #  ;  ь + ь.  Исключение   ФА-СИ;     СИ-ФА.


м.6 = ч.5 + м.2  (1п)
б.6 = ч.5 + б.2  (2п)
м.7 = ч.8 – б.2  (2п)
б.7 = ч.8 – м.2  (1п)


Музыкальная литература

Тема: «Духовой оркестр.»

Слушать:
Василий Агапкин. Марш «Прощание славянки»
Пётр Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год»
Михаил Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
(вместе с Черномором на сцену выходит духовой оркестр)


В. Агапкин. Марш «Прощание славянки»


П. Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год»
Дирижёр  Мстислав  Ростропович (1993 г.)


М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»


Урок 2

Сольфеджио

Тема: «Обращения главных трезвучий лада:
Т53 – Т6 – Т64 ;  S53 – S6 – S64 ;  D53 – D6 – D6«

  1. В рабочей тетради (3 класс)  с. 22 №1 — ОБРАЗЕЦ в До мажоре — ля миноре гармоническом (VII#)
  2. Рабочая тетрадь  с. 23 №2 — письменно.
  3. Рабочая тетрадь  с. 6 — таблица 1, 2, 3 (до терминов)

Музыкальная литература

Тема: «Камерный оркестр»

Прочитать:   учебник  стр. 44 — 47 (до темы «Джазовый оркестр»)

Слушать:
А. Вивальди. Концерты для камерного оркестра «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».

Антонио Вивальди. Концерт «Весна», Ми мажор, 3 части:
I.Allegro   II.Largo   III. Allegro (Danza pastorale)

В исполнении: Ицхак Перлман (Itzhak Perlman) — Скрипка и дирижёр. Лондонский Филармонический оркестр (LPO).  Запись  1976 г.


Антонио Вивальди. Концерт «Лето», соль минор, 3 части:
I. Allegro non molto  II. Adagio   III. Presto (Tempo impetuoso d»estate)

Антонио Вивальди. Концерт «Осень», Фа мажор, 3 части:
Исполняет Зальцбургский камерный оркестр

Антонио Вивальди. Концерт «Зима», фа минор, 3 части:
I. Allegro non molto  II. Largo  III. Allegro

Скрипка и дирижёр: Ицхак Перлман (Itzhak Perlman)
Лондонский Филармонический оркестр (LPO) Запись:1976 г.


Урок 1

Сольфеджио

  1. Письменно в рабочей тетради (3 класс):
    стр. 16-17, №2 — 4 (интервалы)

Музыкальная литература

Тема: «Симфонический оркестр»

Читать: учебник стр. 34-43 (до раздела «Духовой оркестр»).

Слушать:
Б. Бриттен. «Путешествие по симфоническому оркестру»