Шавырина Т. Н. 2 класс (3+2)

Уважаемые родители! Дорогие учащиеся!

Выполненные задания нужно сфотографировать и прислать на адрес:

music_vmeste@mail.ru
Обязательно указать

Тему: Шавыриной Т.Н. от …... (Фамилия Имя учащегося)


Внимание!!!
!!! Учебное пособие по сольфеджио 1 — 7 класс (скачать)


Урок 7

Сольфеджио

Тема: «Транспонирование»

  1. Рабочая тетрадь 1 класс- с. 27 №11 в)
    а- пример записан в Ре мажоре, подписать название над 1-й строкой над ключом;
    б- под мелодией проставить мелкими римскими цифрами ступени (отсчёт от ноты «ре»);
    в- №11 в), 2-я строка — поставить размер;
    разбить строку на такты;
    переписать под строкой те же ступени, что и под первой строкой;
    по ступеням написать ноты, которые уже отсчитывать от тоники До (I ступень). Ритм остаётся тот же, направление штилей может измениться.
    г- №11 в), 3-я строка — после скрипичного ключа написать знак си-бемоль, размер 2/4. Далее выполнять те же действия, что и на 2-й строке. Отсчёт нот идёт от новой тоники — «фа» (I ст.)

Памятка:

при переносе мелодии в другую тональность
не меняется порядок ступеней,
не меняется ритмический рисунок (длительности),
не меняется направление движения мелодии.
Но может измениться направление штилей у нот (это зависит от написания ноты по отношению к 3-й линейке).

2. Рабочая тетрадь 1 класс, с.27 №11 г). Выполнять так же, как и №11 в).

Подробности транспонирования  — см. Урок 6


Музыкальная литература

Тема: «Песня, танец, марш в цикле для фортепиано «Детская музыка» С. Прокофьева».

  1. Слушать- С. Прокофьев. Цикл «Детская музыка»:
    1. «Утро»
    2. «Прогулка»
    3. «Сказочка»
    4. «Тарантелла»
    5. «Раскаяние»
    6. «Вальс»
    7. «Шествие кузнечиков»
    8. «Дождь и радуга»
    9. «Пятнашки»
    10. «Марш»
    11. «Вечер»
    12. «Ходит месяц над лугами»

  1. «Утро»

2. «Прогулка»


3. «Сказочка»


4. «Тарантелла»


5. «Раскаяние»


6. «Вальс»


7. «Шествие кузнечиков»


8. «Дождь и радуга»


9. «Пятнашки»


10. «Марш»


11. «Вечер»


12. «Ходит месяц над лугами»


Урок 6

Сольфеджио

Тема: «Транспонирование»

Транспонирование — перенос мелодии в другую тональность.

  1. Рабочая тетрадь 1 класс, с.26 №11 а) — письменно.

Порядок выполнения:
1. Определить по знаку при ключе (фа #) и самой последней ноте на нотной строке (соль — I ст.) название тональности (Соль мажор).
2. Вписать на место с точками название тоники «Соль» (так как лад мажорный)
3. Под нотной строкой (посередине между нотными строками) при помощи линейки провести карандашом, слегка нажимая, прямую линию. На ней в одну строчку под каждой нотой нужно мелко подписать римские цифры — ступени.  В данном примере нужно отсчитывать каждую ноту от первой ступени по гамме вверх, называя ноты подряд (пальцы руки в это время загибаются и соответствуют номеру цифрам: 1 палец — соль- I ступень; 2 палец — ля — II ст.; 3 палец — си- III ст.; 4 палец — до- IV ст.; 5 палец- ре- V ст.; 6 палец — ми- VI ст.; 7 палец -VII ст., 8 палец- соль- снова I ст.).
4. В мелодии 8 тактов. В 1-м такте 1-я нота — нота «ре». Читаем гамму: «соль- ля- си- до- ре» и загибаем одновременно пальцы. На ноту «ре» загнулся 5-й палец. Значит, «ре» — V ст. Пишем под этой нотой римскую цифру V на проведённой между строками линейке.
5. В 1-м такте 2-я нота — «си». Отсчитываем на пальцах от «соль» по гамме до «си»: «соль- ля- си». Загнулся 3-й палец, значит, «си» — III ст. Подписываем под «си» мелко римскую цифру III.
И так далее.

6. Под 2-й пустой строкой в Ре мажоре провести по линейке между строками посередине прямую линию.
В начале 2-й пустой строки поставить начальную черту, скрипичный ключ, два # — фа# на 5-й линейке и до# между 3-й и 4-й линейками.
Размер 2/4 (под двумя четвертями верхней строки);
разделить пустую 2-ю строку на 8 тактов (тактовые черты 2-й строки рисовать под тактовыми чертами 1-й строки).
По горизонтальной линии мелко под каждым тактом 2-й строки написать римские цифры, которые переписываются с 1-й строки (такт под тактом: 1 такт — V- III- I; 2-й такт  V- III- I ; 3-й такт II- II- IV; 4-й такт  III- III- V… Так дописать до конца строки).

7. Проделать всё то же с 3-й строчкой в Фа мажоре (после скрипичного ключа — си ь на 3-й линейке).


Музыкальная литература

Тема: «Песня, танец, марш в цикле для фортепиано «Детский альбом» П. Чайковского».

  1. Слушать:
    «Старинная французская песенка»,
    «Немецкая песенка»,
    «Неаполитанская песенка»,
    «Баба-Яга»,
    «Песня жаворонка»,
    «Нянина сказка»,
    «Мама»,
    «Сладкая грёза»
  2. Учебник— с. 81-82 сканворд

П. Чайковский. «Старинная французская песенка»
Исполняет Варвара Кутузова, 4,5 года

П. Чайковский. «Немецкая песенка»
Исполняет  Варвара Кутузова


П. Чайковский. «Неаполитанская песенка»
Исполняет Яков Флиер


П. Чайковский. «Баба-Яга»


П. Чайковский. «Песня жаворонка» из цикла «Детский альбом»
Исполняет  Михаил Плетнёв


П. Чайковский. «Нянина сказка»
Исполняет Яков Флиер


П. Чайковский. «Мама»
Исполняет  Михаил Плетнёв


П. Чайковский. «Сладкая грёза»
Исполняет  Михаил Плетнёв


Урок 5

Сольфеджио

Закрепление пройденных интервалов (анализ мелодии).

  1. Учебник сольфеджио (Арцышевский)- №№221, 252, 324 — переписать в нотную тетрадь (если номера ещё нет в нотной тетради);
    сначала нотную строку разделить на такты!
    а) читать ноты с дирижированием (сольмизировать)
    б) сыграть и подпеть ноты
    в) спеть с дирижированием
    г) определить мелодические интервалы, из которых сложена мелодия;
    Двигаться последовательно от 1-й ноты до последней (от 1-й ноты до 2-й ноты — первый интервал, от 2-й ноты до 3-й ноты — второй интервал и т.д.)
  2. Рассматривать интервалы и между тактами. При разборе называть обе ноты, используя ключевые знаки (например, ре- фа# …). Давать точные названия интервалам: ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3 (считая в них полутоны); ч.1, ч.4, ч.5, ч.8 (по формулам О + О, # + #, Ь + Ь; у ч.4 и ч.5 исключения  фа-си, си-фа). В интервалах 6 и 7 давать только ступеневую величину (секста, септима).

Музыкальная литература

Тема: «Песня, танец, марш в цикле для фортепиано «Детский альбом» П. Чайковского».

  1. Учебник, с.81-82.
  2. Слушать пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского:
    «Зимнее утро»,
    «Марш деревянных солдатиков»,
    «Болезнь куклы»,
    «Вальс»,
    «Мазурка»,
    «Камаринская»,
    «Полька»,
    «Итальянская песенка»

П. Чайковский. «Зимнее утро» 
Исполняет  Михаил Плетнёв


«Марш деревянных солдатиков» из цикла «Детский альбом»
Исполняет  Яков Флиер


П. Чайковский. «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом»
Исполняет  Яков Флиер


П. Чайковский. «Детский альбом»- «Вальс»
Исполняет Олег Переверзев


«Мазурка» из цикла «Детский альбом»
Исполняет Яков Флиер


П. Чайковский. «Камаринская» из цикла «Детский альбом»
Исполняет Александра Довгань, 1 класс ЦМШ, (13.12.2014 г.)
(преподаватель Мирра Алексеевна Марченко)


П. Чайковский. «Полька» из цикла «Детский альбом»
Исполняет Егор Путилин


П. Чайковский. «Итальянская песенка»
Исполняет Яков Флиер


Урок 4

Сольфеджио

Интервалы

  1. Рабочая тетрадь (2 класс) — с. 4- ПРАВИЛО ПОСТРОЕНИЯ ч.4, ч.5 — наизусть

Памятка: считать только 4 или 5 ступеней;
в интервалах ч.4, ч.5  обе ноты БЕЗ ЗНАКОВ (0 + 0), или обе ноты с # (#+ #), или обе ноты с ь (ь +ь).

Но, так как ч.4 = 2 и 1/2 тона
ч.5 = 3 1/2 тона, сочетание звуков  ФА-СИ
СИ-ФА  даёт три тона (ТРИТОН).

Поэтому есть исключение, где одна нота без знака, а другая с диезом или бемолем:

ч.4 — вверх фа-си ь, вниз си-фа #;
ч.5 — вверх  си-фа #, вниз  фа- си ь

2. Рабочая тетрадь (2 класс) — с. 16, №3, 4 — письменно ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, ч.8 (знаки #, ь, название интервала)


Музыкальная литература

Тема: «Маршевая музыка. Виды маршей»

  1. Прочитать:   учебник  стр. 63-66
  2. Слушать:
    Д. Верди. Марш из II д. оперы «Аида»
    С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к 3 апельсинам»
    М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
    Г. Малер. Марш из Симфонии №1, III  часть
    Ф. Шопен. Марш из Сонаты №2, II ч.

Джузеппе Верди. Марш из оперы «Аида».
Исполнители: Симфонический оркестр Ростовской консерватории Дирижёр — Юрий Машин


С. С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам»
San Francisco Symphony, дирижёр Michael Tilson Thomas (2000 г., London’s Royal Albert Hall)


М. И. Глинка. Марш  Черномора  из оперы «Руслан и Людмила»


Ф. Шопен. Траурный марш из Сонаты №2, III ч.
Исполняет  Митсуру  Нагаи


Ф. Шопен. Марш из Сонаты №2, III ч.
Исполняет Артуро  Бенедетти  Микеланджели


Густав  Малер. Симфония №1, III часть — до 5:38 (далее IV часть)
Дирижёр Густаво Дудамель (G.Dudamel, Los Angles Philharmonic)

Мориц фон  Швинд, «Похороны охотника» (гравюра)


Урок 3

Сольфеджио

Интервалы

Памятка

Сначала в любом интервале при построении или определении необходимо сосчитать ступени, что соответствует цифре, которой интервал обозначается.

И только потом применять правило, напечатанное в Рабочей тетради, стр.4 «Интервалы».

Полутоны считать только : м.2, б.2, м.3, б.3.

ч.1, ч.4, ч.5, ч.8 = О + О ;  # + #  ;  ь + ь.  Исключение   ФА-СИ;     СИ-ФА.

 

  1. Рабочая тетрадь (2 класс) — с. 16 №1, 2:
    письменно м.2, б.2, м.3, б.3 (подписать в клетках названия)
  2. Рабочая тетрадь — с. 16-17, №10-16 (выполнять с клавиатурой, под каждым тактом — названия).

Музыкальная литература

Тема: «Танцы народов Европы: лендлер, вальс, полька, мазурка, тарантелла, галоп, танго»

  1. Прочитать:   учебник  стр. 74- 77
  2. Письменно в тетради: учебник  стр. 77 — вопросы 3-7
    (записать: вопрос-ответ)

Слушать:
Иоганн Штраус. Вальс «Сказки Венского леса»
Бедржих Сметана. Полька из оперы «Проданная невеста»
Фридерик Шопен. Мазурка Си-бемоль мажор, соч.7 №1
Джоаккино Россини. Тарантелла для голоса
Астор Пьяццола. Libertango


 И. Штраус. Вальс «Сказки Венского леса»
Исполняет Венский филармонический оркестр,
дирижёр Даниэль Баренбойм


Б. Сметана. Полька из оперы «Проданная невеста»
Симфонический оркестр Чешского радио,
дирижёр Владимир Валек, хормейстер Jaroslav Brych


Ф. Шопен. Мазурка Си-бемоль мажор
Исполняет  С. Л. Доренский


Ф. Шопен. Мазурка Си-бемоль мажор
Исполняет  Артур Рубинштейн

Дж. Россини. Тарантелла
Исполняет  Роландо Виллазон (тенор)

Дж. Россини. Тарантелла
Исполняет  Лучано Паваротти (тенор)


А. Пьяццола. Libertango
Moscow City Symphony «Russian Philharmonic» Phonograph Jazz Band Conductor — Honoured Artist of Russia Sergey Zhilin Soloists — Yuri Medyanik (bandoneon), Rodion Petrov (violin) Pair of dancers — Inna Svechnikova, Dmitry Chernysh Moscow International House of Music, Svetlanov Hall September 30, 2010


Урок 2

Сольфеджио

  1. Рабочая тетрадь — с. 16 №1, 2:
    интервалы ч.1, ч.4, ч.5, ч.8 (только эти интервалы!) подписать названия в клетках внизу.
  2. Рабочая тетрадь  с. 4:  знать  наизусть интервалы м.2, б.2, м.3, б.3.
  3. Рабочая тетрадь  с. 17  №8, №9.

Музыкальная литература

Тема: «Танцевальные жанры: сарабанда, менуэт, сицилиана, павана, гавот, полонез»

  1. Прочитать:   учебник  стр. 67-73 (до мазурки)
  2. Письменно: учебник  стр. 77 — вопросы

Слушать:
Г. Ф. Гендель. Сарабанда из Сюиты №4, ре минор
Л. Боккерини. Менуэт из Квартета Ми мажор
И. С, Бах. Сицилиана из Сонаты №2 для флейты и клавесина
Ж.-Б. Люлли. Гавот ре минор
К. Огинский. Полонез


Г. Ф. Гендель. Сарабанда из Сюиты №4, ре минор


Л. Боккерини. Менуэт из Квартета Ми мажор


И. С, Бах. Сицилиана из Сонаты №2 для флейты и клавесина

И. С, Бах. Сицилиана из Сонаты №2 для флейты и клавесина
Исполняют Максим Рубцов (флейта) и Ольга Кирпичёва (фортепиано)


Жан-Баттист Люлли. Гавот
Исполняет Евгений Антипов


К. Огинский. Полонез «Прощание с Родиной»


Урок 1

Сольфеджио

  1. Написать в нотной тетради гамму соль минор (параллельная к тональности Си-бемоль мажор, 2 бемоля) трёх видов.
    Все элементы в соль миноре гармоническом.
  2. Рабочая тетрадь стр.13 №16 – письменно три вида соль-минора.

Музыкальная литература

Тема: «Песенные, вокальные жанры (гимн, элегия, серенада, баркарола, баллада)»

Прочитать по учебнику стр. 57-62

Слушать:
Дж. Верди – Марш из оперы «Аида»
Л. Бетховен – 9 симфония, 4 часть – тема «Оды к радости»
Н. А. Римский-Корсаков. Элегия «Редеет облаков летучая греда»
П. И. Чайковский. «Серенада ДонЖуана»
П. И. Чайковский. «Баркарола» из цикла «Времена года»
Ф. Шуберт. Баллада «Лесной царь»


 

Гимн Европы — гимн Европейского союза и Совета Европы, являющийся одним из символов Европы. Он основан на главной теме четвёртой части девятой симфонии Бетховена в инструментальном изложении и исполняется на официальных мероприятиях обеими организациями. Фридрих Шиллер написал стихотворение «Ода к радости» в 1785 году как «празднование братства людей». В 1823 году, уже после смерти Шиллера, слова стихотворения использовал Людвиг ван Бетховен в четвёртой (финальной) части своей девятой симфонии. Комитет министров Совета Европы официально объявил Европейский гимн 19 января 1972 года в Страсбурге: прелюдия к «Оде к Радости», 4-я часть 9-й симфонии Людвига ван Бетховена.