ОЭВ Шавырина Т. Н. 3(8) класс

Уважаемые родители! Дорогие учащиеся!

В 3-м классе завершается предмет «Слушание музыки». Знакомство с музыкальными жанрами, творчеством зарубежных и отечественных композиторов продолжится на уроках «Музыкальной литературы».
Для подведения итогов решите кроссворд и пришлите преподавателю:

Выполненные задания нужно сфотографировать и прислать на адрес:

music_vmeste@mail.ru
Обязательно указать тему — фамилию преподавателя и от кого сообщение

Тема: Шавыриной Т.Н. от …...
(Фамилия Имя учащегося)

На этот же адрес пишите и вопросы преподавателю  Шавыриной Татьяне Николаевне.


Урок 7

Сольфеджио

Тема: «Повторение материала. Группировка длительностей.»

  1. РТ 3 класс- с. 28 №5 (а, б, в, г)- письменно.
    Порядок выполнения задания:

    а)- определить и подписать над ключом название тональности (если тональность минорная, обозначить ещё вид минора- н, г, м)
    б) на пустой строке, идущей ниже данной мелодии, переписать ключ, ключевые знаки, размер.
    в)- под каждой нотой напечатанной мелодии на следующей за ней строке, ниже, написать овалы нот точками (О- половинная, . — четверть, восьмые, шестнадцатые)
    г)- группировку вокальную (где каждая нота длительностью четверть, восьмая, шестнадцатая написана отдельно) заменить группировкой инструментальной, в которой мелкие длительности, имеющие «флажки»( восьмые, шестнадцатые) соединить в группы по долям размера
    Помнить, что
    2/4 = двум долям, это две группы нот, равные двум четвертям;
    3/4 = трём долям, это три группы нот, равные трём четвертям;
    4/4 = четырём долям, это четыре группы нот, равные 4-м четвертям;
    3/8 = трём долям (3 восьмые «под одной крышей»);
    6/8 = шесть долей, это две группы нот по три восьмых (6/8 = 3/8 + 3/8)
    д)- подставить к овалам штили, соединяя их (если необходимо) в группы. См.: пункт г) данного задания, РТ 1 класс, с. 14 №13, 14, 15, а также таблица ритмов (в ней каждая группа нот составляет четверть).

Длительности без флажков (четверти, половинные без точки или с точкой) не могут соединяться.

е) если в группу нот входят ноты с разным направлением штилей, то в группе нот, соединяющихся под одну «крышу», штили нужно повернуть в одном направлении — по первой ноте.
ж) В соответствии с количеством долей в каждом размере строку нужно разделить на такты:
в размере 2/4 = две доли = две группы нот и т.д.


Слушание музыки

Тема: «Песня, танец, марш в цикле для фортепиано «Детская музыка» С. Прокофьева».

  1. Слушать:
    1.»Утро»
    2.»Прогулка»
    3.»Сказочка»
    4.»Тарантелла»
    5.»Раскаяние»
    6.»Вальс»
    7.»Шествие кузнечиков»
    8.»Дождь и радуга»
    9.»Пятнашки»
    10.»Марш»
    11.»Вечер»
    12. «Ходит месяц над лугами»

Урок 6

Сольфеджио

Тема: «Строение аккордовых последовательностей, состоящих из обращений главных трезвучий лада»

  1. РТ 3 класс- с. 24 №7 (первую строку построить в Ре мажоре, 2-й строку — в си миноре гарм. с VII # ст.) — письменно.

Порядок выполнения работы при построении цепочек аккордов в тональности:

а) написать начальную тактовую черту, ключ, название тональности над ключом, ключевые знаки;

б) под каждым обозначением аккорда подписать римской цифрой ступень, на которой аккорд строится (см. РТ 3 класс, с. 6, таблица 3);

в) на нотном стане над обозначением каждого аккорда написать нотами линию баса (нижнего голоса) в соответствии с римской цифрой. Каждую ступень нужно отсчитывать по гамме от I ступени (Тоники), ноту которой можно увидеть в названии тональности.
На 1-й строке — Тоника «ре», на 2-й строке — тоника «си».

При написании баса нужно следить за тем, чтобы очередная нота находилась от предыдущей ноты на близком расстоянии (между нотами в басу должна получиться плавная приятная мелодия без больших скачков).

г) перед скрипичным ключом продлить влево нотные линейки. На них построить Т 5/3 (t 5/3), в Ре мажоре написать ре-фа#-ля, в си миноре —  си-ре-фа#. Это устойчивые ноты (o). Все остальные ноты, кроме звуков т5/3, являются неустойчивыми и требуют закраски (.) .

д) от каждой написанной нижней ноты аккорда нужно вверх достроить остальные ноты аккорда по ступеневым величинам составляющих интервалов.

Помнить:
5/3 = 3+3
6-аккорд= 3+4
6/4= 4 +3

Пример:

Т5/3 (3+ 3) — ре- фа#- ля
I
D6|4 (4+3) — ми-ля-до#
II
T6 (3+ 4) — фа#-ля-ре
III
и т.д.

е) Все неустойчивые ноты, входящие в аккорды, закрасить (.)  .

2. Порядок выполнения работы по построению цепочек аккордов в ладу — переписать с заголовком в нотную тетрадь (а, б, в, г, д, е).


Слушание музыки

Тема: «Песня, танец, марш в цикле для фортепиано «Детский альбом» П. Чайковского».

  1. Слушать:
    «Старинная французская песенка»,
    «Немецкая песенка»,
    «Неаполитанская песенка»,
    «Баба-Яга»,
    «Песня жаворонка»,
    «Нянина сказка»,
    «Мама»,
    «Сладкая грёза»
  2. Учебник— с. 81-82 сканворд

Урок 5

Сольфеджио

Тема: «Обращения главных трезвучий лада»

  1. Учебник сольфеджио (автор Арцышевский):
    №390 переписать в нотную тетрадь (сначала разделить строку на такты!),
    подчеркнуть в мелодии движение по звукам t и s-аккордов, подписать названия аккордов.
    Памятка: движение мелодии по звукам аккорда может идти разными способами (см. рис.).

    Сольмизировать (читать ноты с дирижированием), играть и подпевать, сольфеджировать (петь с дирижированием).
  2. Нотная тетрадь, № 398, подчеркнуть и подписать движение мелодии по звукам Т-аккордов.
  3. №398 повторить пение наизусть.
  4. №398 и №390- стучать ритм, определить последовательно все составляющие мелодию интервалы (от 1-го к 2-му, от 2-го к 3-му звуку, от 3-го к 4-му звуку… так до конца мелодии) — с клавиатурой, давая названия интервалам: ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, м.6, б.6, м.7, б.7, ч.8 — см. интервалы в РТ 2 и 3 класс, с.4.

Слушание музыки

Тема: «Песня, танец, марш в цикле для фортепиано «Детский альбом» П. Чайковского».

  1. Учебник, с.81-82.
  2. Слушать пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского:
    «Зимнее утро»,
    «Марш деревянных солдатиков»,
    «Болезнь куклы»,
    «Вальс»,
    «Мазурка»,
    «Камаринская»,
    «Полька»,
    «Итальянская песенка»

Исполняет  Михаил Плетнёв


«Марш деревянных солдатиков» из цикла «Детский альбом»
Исполняет  Яков Флиер


П. Чайковский. «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом»
Исполняет  Яков Флиер


П. Чайковский. «Детский альбом»- «Вальс»
Исполняет Олег Переверзев


«Мазурка» из цикла «Детский альбом»
Исполняет Яков Флиер


«Камаринская»
Исполняет Александра Довгань, 1 класс ЦМШ, (13.12.2014 г.)
(преподаватель Мирра Алексеевна Марченко)


П. Чайковский. «Полька» из цикла «Детский альбом»
Исполняет Егор Путилин


П. Чайковский. «Итальянская песенка»
Исполняет Яков Флиер


Урок 4

Сольфеджио

Тема: «Обращения главных трезвучий»

  1. Памятка
  2. Учебник сольфеджио (Арцышевский — скачать), №362, 364:
    а) определить тональность,
    б) переписать в нотную тетрадь (сначала строку разделить на такты)
    в) подчеркнуть прямой чертой движение мелодии по звукам Т 5/3, Т6, Т6/4, подписать под чертой названия этих аккордов (они могут быть направлены вверх от основания аккорда, или вниз к основанию аккорда)
    г) читать ноты с дирижированием (сольмизация)
    д) сыграть на инструменте, подпеть; спеть с дирижированием
  3. Учебник, №364 выучить петь наизусть нотами с дирижированием.

Слушание музыки

Тема: «Маршевая музыка. Виды маршей»

  1. Прочитать:   учебник  стр. 63-66
  2. Слушать:
    Д. Верди. Марш из II д. оперы «Аида»
    С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к 3 апельсинам»
    М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
    Г. Малер. Марш из Симфонии №1, III  часть
    Ф. Шопен. Марш из Сонаты №2, II ч.

Джузеппе Верди. Марш из оперы «Аида».
Исполнители: Симфонический оркестр Ростовской консерватории Дирижёр — Юрий Машин


С. С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам»
San Francisco Symphony, дирижёр Michael Tilson Thomas (2000 г., London’s Royal Albert Hall)


М. И. Глинка. Марш  Черномора  из оперы «Руслан и Людмила»


Ф. Шопен. Траурный марш из Сонаты №2, III ч.
Исполняет  Митсуру  Нагаи


Ф. Шопен. Марш из Сонаты №2, III ч.
Исполняет Артуро  Бенедетти  Микеланджели


Густав  Малер. Симфония №1, III часть — до 5:38 (далее IV часть)
Дирижёр Густаво Дудамель (G.Dudamel, Los Angles Philharmonic)

Мориц фон  Швинд, «Похороны охотника» (гравюра)


Урок 3

Сольфеджио

Тема: «Обращения главных трезвучий лада:
Т53 – Т6 – Т64 ;  S53 – S6 – S64 ;  D53 – D6 – D6«

  1. Повторение:
    ДВА  ОБРАЩЕНИЯ   ТРЕЗВУЧИЯ —
    СЕКСТАККОРД  и  КВАРТСЕКСТАККОРД

  1. В рабочей тетради (3 класс)  с. 22-23 — письменно (начиная с Соль мажора)
  2. Рабочая тетрадь  с. 23 №3 — письменно, наизусть.
  3. Рабочая тетрадь  с. 6 — таблица 1, 2, 3 — повторение.

Интервалы

Памятка

Сначала в любом интервале при построении или определении необходимо сосчитать ступени, что соответствует цифре, которой интервал обозначается.

И только потом применять правило, напечатанное в Рабочей тетради, стр.4 «Интервалы».

Полутоны считать только : м.2, б.2, м.3, б.3.

ч.1, ч.4, ч.5, ч.8 = О + О ;  # + #  ;  ь + ь.  Исключение   ФА-СИ;     СИ-ФА.


м.6 = ч.5 + м.2  (1п)
б.6 = ч.5 + б.2  (2п)
м.7 = ч.8 – б.2  (2п)
б.7 = ч.8 – м.2  (1п)


Слушание музыки

Тема: «Танцы народов Европы: лендлер, вальс, полька, мазурка, тарантелла, галоп, танго»

  1. Прочитать:   учебник  стр. 74- 77
  2. Письменно в тетради: учебник  стр. 77 — вопросы 3-7
    (записать: вопрос-ответ)

Слушать:
Иоганн Штраус. Вальс «Сказки Венского леса»
Бедржих Сметана. Полька из оперы «Проданная невеста»
Фридерик Шопен. Мазурка Си-бемоль мажор, соч.7 №1
Джоаккино Россини. Тарантелла для голоса
Астор Пьяццола. Libertango

3. Для итогового занятия  по музыкальной литературе выполнить задание по трём кроссвордам:


 И. Штраус. Вальс «Сказки Венского леса»
Исполняет Венский филармонический оркестр,
дирижёр Даниэль Баренбойм


Б. Сметана. Полька из оперы «Проданная невеста»
Симфонический оркестр Чешского радио,
дирижёр Владимир Валек, хормейстер Jaroslav Brych


Ф. Шопен. Мазурка Си-бемоль мажор
Исполняет  С. Л. Доренский


Ф. Шопен. Мазурка Си-бемоль мажор
Исполняет  Артур Рубинштейн

Дж. Россини. Тарантелла
Исполняет  Роландо Виллазон (тенор)

Дж. Россини. Тарантелла
Исполняет  Лучано Паваротти (тенор)


А. Пьяццола. Libertango
Moscow City Symphony «Russian Philharmonic» Phonograph Jazz Band Conductor — Honoured Artist of Russia Sergey Zhilin Soloists — Yuri Medyanik (bandoneon), Rodion Petrov (violin) Pair of dancers — Inna Svechnikova, Dmitry Chernysh Moscow International House of Music, Svetlanov Hall September 30, 2010


Урок 2

Сольфеджио

Тема: «Обращения главных трезвучий лада:
Т53 – Т6 – Т64 ;  S53 – S6 – S64 ;  D53 – D6 – D6«

  1. В рабочей тетради (3 класс)  с. 22 №1 — ОБРАЗЕЦ в До мажоре — ля миноре гармоническом (VII#)
  2. Рабочая тетрадь  с. 23 №2 — письменно.
  3. Рабочая тетрадь  с. 6 — таблица 1, 2, 3 (до терминов)

Слушание музыки

Тема: «Камерный оркестр»

Прочитать:   учебник  стр. 44 — 47 (до темы «Джазовый оркестр»)

Слушать:
А. Вивальди. Концерты для камерного оркестра «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».

Антонио Вивальди. Концерт «Весна», Ми мажор, 3 части:
I.Allegro   II.Largo   III. Allegro (Danza pastorale)

В исполнении: Ицхак Перлман (Itzhak Perlman) — Скрипка и дирижёр. Лондонский Филармонический оркестр (LPO).  Запись  1976 г.


Антонио Вивальди. Концерт «Лето», соль минор, 3 части:
I. Allegro non molto  II. Adagio   III. Presto (Tempo impetuoso d»estate)

Антонио Вивальди. Концерт «Осень», Фа мажор, 3 части:
Исполняет Зальцбургский камерный оркестр

Антонио Вивальди. Концерт «Зима», фа минор, 3 части:
I. Allegro non molto  II. Largo  III. Allegro

Скрипка и дирижёр: Ицхак Перлман (Itzhak Perlman)
Лондонский Филармонический оркестр (LPO) Запись:1976 г.


Урок 1

Сольфеджио

  1. Письменно в рабочей тетради (3 класс):
    стр. 16-17, №2 — 4 (интервалы)

Слушание музыки

Тема: «Симфонический оркестр»

Читать: учебник стр. 34-43 (до раздела «Духовой оркестр»).

Слушать:
Б. Бриттен. «Путешествие по симфоническому оркестру»