ОЭВ Шавырина Т. Н. 1(3+2) класс

Уважаемые родители! Дорогие учащиеся!

Выполненные задания нужно сфотографировать и прислать на адрес:

music_vmeste@mail.ru
Обязательно указать тему — фамилию преподавателя и от кого сообщение

Тема: Шавыриной Т.Н. от …...
(Фамилия Имя учащегося)

На этот же адрес пишите и вопросы преподавателю  Шавыриной Татьяне Николаевне.

!!! Учебное пособие по сольфеджио 1 — 7 класс (скачать)


Урок 7

Сольфеджио

Тема: «Транспонирование»

  1. Рабочая тетрадь 1 класс- с. 27 №11 д)- письменно
    Подробности и пояснения к выполнению работы см. Урок 5.
    Пояснение:
    а- 11д), вторая строка- в Соль мажоре, после ключа знак «фа#», размер 4/4
    б- 11д), третья строка- в До мажоре, после ключа знаков нет, размер 4/4

Музыкальная литература

Тема: «Повторение пройденного музыкального материала. Сказочные персонажи в музыке».

Слушать:
Н. Римский-Корсаков. Симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»
(тема сказочного города Леденца
тема Белочки
тема Богатырей
тема Лебеди)
П. Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик» (челеста)

Урок 6

Сольфеджио

Тема: «Транспонирование»

  1. Рабочая тетрадь 1 класс- с. 27 №11 в)
    а- пример записан в Ре мажоре, подписать название над 1-й строкой над ключом;
    б- под мелодией проставить мелкими римскими цифрами ступени (отсчёт от ноты «ре»);
    в- №11 в), 2-я строка — поставить размер;
    разбить строку на такты;
    переписать под строкой те же ступени, что и под первой строкой;
    по ступеням написать ноты, которые уже отсчитывать от тоники До (I ступень). Ритм остаётся тот же, направление штилей может измениться.
    г- №11 в), 3-я строка — после скрипичного ключа написать знак си-бемоль, размер 2/4. Далее выполнять те же действия, что и на 2-й строке. Отсчёт нот идёт от новой тоники — «фа» (I ст.)

Памятка:

при переносе мелодии в другую тональность
не меняется порядок ступеней,
не меняется ритмический рисунок (длительности),
не меняется направление движения мелодии.
Но может измениться направление штилей у нот (это зависит от написания ноты по отношению к 3-й линейке).

2. Рабочая тетрадь 1 класс, с.27 №11 г). Выполнять так же, как и №11 в).

Подробности транспонирования  — см. Урок 5


Музыкальная литература

Тема: «Повторение пройденного музыкального материала. Фантастические персонажи, олицетворяющие в сказках силы природы».

Слушать:
Р. Шуман. «Дед Мороз»,
Э. Григ. «В пещере горного короля»,
Н. Римский-Корсаков. «Песня Деда Мороза» из оперы «Снегурочка».


Урок 5

Сольфеджио

Тема: «Транспонирование»

Транспонирование — перенос мелодии в другую тональность.

  1. Рабочая тетрадь 1 класс, с.26 №11 а) — письменно.

Порядок выполнения:
1. Определить по знаку при ключе (фа #) и самой последней ноте на нотной строке (соль — I ст.) название тональности (Соль мажор).
2. Вписать на место с точками название тоники «Соль» (так как лад мажорный)
3. Под нотной строкой (посередине между нотными строками) при помощи линейки провести карандашом, слегка нажимая, прямую линию. На ней в одну строчку под каждой нотой нужно мелко подписать римские цифры — ступени.  В данном примере нужно отсчитывать каждую ноту от первой ступени по гамме вверх, называя ноты подряд (пальцы руки в это время загибаются и соответствуют номеру цифрам: 1 палец — соль- I ступень; 2 палец — ля — II ст.; 3 палец — си- III ст.; 4 палец — до- IV ст.; 5 палец- ре- V ст.; 6 палец — ми- VI ст.; 7 палец -VII ст., 8 палец- соль- снова I ст.).
4. В мелодии 8 тактов. В 1-м такте 1-я нота — нота «ре». Читаем гамму: «соль- ля- си- до- ре» и загибаем одновременно пальцы. На ноту «ре» загнулся 5-й палец. Значит, «ре» — V ст. Пишем под этой нотой римскую цифру V на проведённой между строками линейке.
5. В 1-м такте 2-я нота — «си». Отсчитываем на пальцах от «соль» по гамме до «си»: «соль- ля- си». Загнулся 3-й палец, значит, «си» — III ст. Подписываем под «си» мелко римскую цифру III.
И так далее.

6. Под 2-й пустой строкой в Ре мажоре провести по линейке между строками посередине прямую линию.
В начале 2-й пустой строки поставить начальную черту, скрипичный ключ, два # — фа# на 5-й линейке и до# между 3-й и 4-й линейками.
Размер 2/4 (под двумя четвертями верхней строки);
разделить пустую 2-ю строку на 8 тактов (тактовые черты 2-й строки рисовать под тактовыми чертами 1-й строки).
По горизонтальной линии мелко под каждым тактом 2-й строки написать римские цифры, которые переписываются с 1-й строки (такт под тактом: 1 такт — V- III- I; 2-й такт  V- III- I ; 3-й такт II- II- IV; 4-й такт  III- III- V… Так дописать до конца строки).

7. Проделать всё то же с 3-й строчкой в Фа мажоре (после скрипичного ключа — си ь на 3-й линейке).

Музыкальная литература

Тема: «Повторение пройденного музыкального материала. Сказочно-фантастические персонажи».

Слушать:
М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с выставки» (фп)
Эдвард Григ. «Кобольд», «Шествие гномов»
С. Слонимский. «Марш Бармалея»


М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с выставки»
Исполняет Евгений Кисин


Эдвард Григ. «Кобольд»
Исполняет Искра Манчева


Эдвард Григ. «Шествие гномов»
Исполняет Михаил Плетнёв


Сергей Слонимский. «Марш Бармалея»
Исполняет Дмитрий Феденко (9 лет)


Урок 4

Сольфеджио

Тема: «Мажорные гаммы, ступени, ноты-ступени»

  1. Рабочая тетрадь (1 класс)- с. 25, №9 а), б)
    (при ключе — диезы или бемоли, ближайший путь от одной ступени к другой; неустойчивые ступени закрашены — см. правило РТ с. 3)
  2. Рабочая тетрадь (1 класс), с. 26, №10:
    — подписать название тональности — по ключевым знакам (см. РТ с.2- «Знаки в тональностях»);
    — далее следовать заданию.

Музыкальная литература

  1. Сочинить небольшую сказку, записать её текст  после прослушивания музыки:
    А. Лядов. «Волшебное озеро»
  2. Рисунок на придуманную сказку и прослушанную музыку.


Урок 3

Сольфеджио

  1. Рабочая тетрадь (1 класс), с. 24 №2, 3:
    #  и  ь  — впереди ноты!
    под нотами — ступени римскими цифрами,
    под  I ступенью — Т (тоника)
    с. 24,  №4 (устойчивые ступени:  I,  III,  V — под нотами)
  2. Рабочая тетрадь, с. 25, №7
  3. Рабочая тетрадь, с. 25, №6 — обвести опевание устойчивых ступеней.
  4. Рабочая тетрадь, с. 25, №8 (под нотами — римские цифры, отсчёт от Тоники — I ступень)

Музыкальная литература

  1. Сочинить небольшой рассказ, записать его текст после прослушивания музыки: Георгий Свиридов. «Весна» (пьеса «Весна и осень» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина)
  2. Нарисовать рисунок на сочинённый рассказ и прослушанную музыку.


Урок 2

Сольфеджио

  1. Письменно — Рабочая тетрадь 1 класс, с. 31 №№14 -15
    (ступеневые величины интервалов)
  2. Письменно — Рабочая тетрадь 1 класс, с. 25, №5:  подписать все ступени, закрасить неустойчивые ступени.

Музыкальная литература

Тема урока: «Европейские танцы 18 века: менуэт, полонез, вальс»

Слушать:

Леопольд Моцарт. Менуэт ре минор
Фридерик Шопен. Полонез Ля мажор
Ян Сибелиус. Грустный вальс

Л. Моцарт. Менуэт ре минор


Ф. Шопен. Полонез Ля мажор
Исполняет Алан Шиллер


Я. Сибелиус. Грустный вальс.
Дирижёр Владимир Ашкенази


Урок 1

Сольфеджио

  1. Письменно — рабочая тетрадь 1 класс, с. 12 -13, №№2 -9
    (см. Рабочую тетрадь с. 4 — 5)
  2. Письменно — рабочая тетрадь 1 класс, с. 20 -21, №№10 -17.

Музыкальная литература

Тема урока: «Марши (персонажи реальные и сказочные)»

Слушать по интернету произведения:

П. И. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»  (из «Детского альбома»)

Н. А. Римский-Корсаков. Шествие царя Берендея из оперы «Снегурочка»


П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков из цикла «Детский альбом»
Исполняет Я. Флиер:


Н. Римский-Корсаков. Шествие царя Берендея из оперы «Снегурочка»,
дирижёр Евгений Светланов