Иванова Е. А. 1(8) класс

Уважаемые родители! Дорогие учащиеся!

Выполненные задания нужно сфотографировать,
сольфеджио —
 записать аудио-дорожку
и прислать в WhatsApp
или по электронной почте  на адрес:

kostova_ekaterin@mail.ru

Обязательно указать
Тему: от кого сообщение

На этот же адрес пишите и вопросы преподавателю  Ивановой Екатерине Александровне.


Задание 5

Сольфеджио

  1. Рабочая тетрадь (РТ), с. 19 №3- ставить знак перед каждой нотой и её называть: фа-дез, фа-диез, до-диез, до-диез…
  2. Повторить ноты 2-й октавы в скрипичном ключе:
    Рабочая тетрадь с. 7 №11 — показывать и называть каждую ноту 2-й октавы.
    РТ с 19, №6 — найти и обвести диезы второй октавы.
  3. РТ, с. 5 — БЕКАРЫ — аккуратно!
  4. Рабочая тетрадь— с. 15 №19- 2-я мелодия:
    1) поставить тактовые черты:
    в такт помещается только 3 (три )четвертные ноты,
    или 3 группы по две восьмые, или 1 половинная + 1 четверть.
    Если весь такт длится один звук, он записывается
    половинной нотой с точкой рядом с ней;

    2)  прохлопать ритм, называя ритмослоги (ТА- четверть, ТИ-ТИ — две восьмые, ТУ-У — половинная)
    3) найти в мелодии тонику (в конце мелодии) и подписать: I,
    надписать над мелодией тональность (До мажор),
    найти и подписать устойчивые ступени,
    найти опевание тоники.
  5. Работаем в тональности До мажор (см. РТ с. 23):
    1- сыграйте на инструменте тонику До, спойте её.
    2- Сыграйте гамму До мажор вверх и вниз. Спойте (без инструмента).
    3- Сыграйте устойчивые ступени.
    Спойте устойчивые ступени (без подыгрывания на инструменте)
    4- Спойте по направлению стрелочек в гамме разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые (РТ с. 23, Образец).
    5- Устойчивые ступени в песенках могут встретиться в разном порядке. Спойте 6 вариантов:
    I- III- V
    I- V- III
    III- I- V
    III- V- I
    V- I- III
    V- III- I
    Какой вариант движения устойчивых ступеней встречается в РТ с. 15 №19 — в первой и во второй мелодиях?
    6- Спойте опевание устойчивых ступеней -РТ с. 23, Образец.
  6. Работаем с мелодией:
    РТ с.15 №19, вторая мелодия
    1- Спойте устойчивые ступени из мелодии- в том порядке, как они встречаются.
    2- Найдите в мелодии и отметьте стрелочками, как на с. 23, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. Спойте эти фрагменты мелодии.
    3- Для самых настойчивых:
    найдите фрагменты мелодии, где движение идёт по отрезку гаммы До мажор и спойте.

Слушание музыки

Камиль  Сен-Санс. «Карнавал животных» ( Франция. Конец 19  века). Музыка рисует зверей и птиц, их повадки.

Какая музыкальная пьеса, какой персонаж привлекли ваше внимание?Нарисуйте этого персонажа.


«Карнавал животных»
Фильм-фантазия на музыку Камиля Сен-Санса (Франция, 2010)

Режиссер: Энди Соммер
В ролях: Свайн и Райан Фаруз


Задание 4

Сольфеджио

  1. Рабочая тетрадь— с. 19 №4, с.21 №18:
    1) на 1-й строке в «окошко» знака  бекар  смотрит только линеечка,
    2) на другой строке в «окошко» знака бекар   попадает промежуток между двумя линейками — его надо «поймать», когда пишете знак бекар   !
    с.22 №21
  2. Рабочая тетрадь— с. 15 №19- 1-я мелодия:
    1) поставить тактовые черты:
    в такт помещается только 2 четвертные ноты,
    или 4 восьмые, или 1 половинная;
    2)  прохлопать ритм, называя ритмослоги (ТА- четверть, ТИ-ТИ — две восьмые, ТУ-У — половинная)
    3) найти в конце мелодии тонику — подписать I,
    надписать над мелодией тональность (До мажор),
    найти и подписать устойчивые ступени,
    найти опевание.
  3. Спеть настройку на тональность До мажор
    (можно по видео «Весёлые нотки»),
    спеть устойчивые звуки — в том порядке, как они идут в первой мелодии в №19 (Рабочая тетрадь, с.15),
    спеть опевание, которое встречается в первой мелодии в №19 (Рабочая тетрадь, с.15)
  4. Ритмические упражнения.

В этих упражнениях есть подсказки:
звучит чёткий пульсровные шаги, поверх которых звучит ритм.
Хорошо ОДНОВРЕМЕННО отмечать
пульс  одной рукой, а ритм — другой.
Или: пульс  шагаем, ритм хлопаем в ладоши.
Успехов!


Это упражнение выполняем до 2:56 — раздел «Easy» («Лёгкий»)
Но можно попробовать и дальше. Главное — не за одно занятие, а разделить на 2 дня. 
Второй день — повторяем и идём дальше.


«Танец Феи Драже» (Конфетной феи) из балета «Щелкунчик» Чайковского — замечательно исполнен на челесте — «пианино, внутри которого звонят колокольчики».
Прохлопайте в ладошки и проговорите ритмослогами ритм челесты:



А это упражнение мы делали в классе:


Задание 3

Сольфеджио

Тема: «Тональность До мажор. Устойчивые ступени, неустойчивые ступени, Тоническое трезвучие»,
«Опевание устойчивых ступеней»

  1. Тональность До мажор. Подыграйте себе на инструменте звук ДО.
    Спойте по Рабочей тетради (1 класс) — с.23:
    Тонику,
    гамму вверх и вниз (можно петь с видео Урока 2 «Весёлые нотки»),
    разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые.

Запомни:

РАЗРЕШЕНИЕ — это переход неустойчивой ступени гаммы в устойчивую.

2. Спойте упражнение на Тоническое трезвучие:
найдите на клавиатуре, сыграйте и послушайте. Спойте.
Устойчивые ступени (Тоническое трезвучие) —
I- III- V,    V- III- I.

Спойте видео-упражнение в тональности До мажор:

3. Запомни:

ОПЕВАНИЕ : вокруг нотки «обходят» окружающие её (поющие) звуки.


Видео-упражнение «Лягушата»
Устойчивые и неустойчивые ступени в До мажоре.
Опевание устойчивых ступеней (автор видео Светлана Михайлова):


4. Письменно:
1) Рабочая тетрадь (1 класс) — с. 23:
внимательно изучите ОБРАЗЕЦ (До мажор) и
запишите опевание устойчивых ступеней (по ОБРАЗЦУ).

2) Рабочая тетрадь, с. 25 №6, только первая нотная строчка!
Посмотрите, на каком звуке заканчивается мелодия.
Это тоника, I ступень тональности.
Подпишите цифру  I  (под последней нотой). Назовите тональность.
Подпишите римскими цифрами все ступени в этой мелодии (подсказка — ваша гамма на с.23).
Найдите опевание устойчивых ступеней и обведите рамочкой (цветным карандашом).
Прохлопайте ритм мелодии. Спойте мелодию.

3) Рабочая тетрадь, с. 26 №10 а):
подпишите римской цифрой последний звук мелодии (I),
надпишите пропущенное имя тоники в обозначении тональности -над нотным примером. Указано: …………  мажор
Несколько нот убежали. Но остались следы — римские цифры. Впиши  пропущенные нотки.
Обозначь ритм нот, как указано над нотной строчкой.
Прочитай ритмослогами ритм, прочитай ноты, спой мелодию в ритме.


Слушание музыки

Тема урока: «Движение в музыке»

Слушать «Королевский марш льва» Сен-Санса из «Карнавала животных».

Лев — царь зверей.
Обратите внимание на то, как композитор изображает рычание льва, а также его упругую походку.


Урок 2

Сольфеджио

Тема: «Тональность До мажор. Устойчивые ступени, неустойчивые ступени, Тоническое трезвучие.»

Все звуки гаммы можно расположить НА   СТУПЕНЬКАХ:

Ступеньки гаммы обычно нумеруют  РИМСКИМИ цифрами:

I   II   III   IV   V    VI    VII  Следующий звук — опять I ступень.

I  ступень гаммы имеет имя — Тоника.
Она обладает притягательной силой  —  к Тонике стремится прийти каждая мелодия, звучащая в мажоре (или миноре).
Обычно  последний звук мелодии — Тоника.

Похожими (притягательными) свойствами обладают ещё два звука в мажорной гамме.
Это  III   и   ступени.
I  III и  ступени называются «УСТОЙЧИВЫЕ   ступени».

Если  вместе сыграть устойчивые ступени, получится
Тоническое  ТРЕЗВУЧИЕ.

Устойчивые ступени — это  «точки покоя» в мелодии.
К ним стремятся  НЕУСТОЙЧИВЫЕ  звуки гаммы.

Посмотрите  видео с весёлыми нотками. Подпевайте!


Задание 2

  1. Выучите  римские  цифры.
  2. Письменно в Рабочей тетради (1 класс)-  с.23:
    внимательно  изучите образец  в До мажоре и перепишите на незаполненные строчки:
    гамму,
    Тоническое трезвучие,
    устойчивые ступени,
    неустойчивые ступени,
    вводные ступени.
    (Пока не нужно записывать «опевание устойчивых ступеней»)
  3. Рабочая тетрадь- с.25 №9 а)  и  б)  -только  До мажор:
    На нотной строке пропали ноты. Но остались отметки — номера их ступеней.

Догадайся и напиши  ноты на нотоносец (нотную строку).
Подсказка  у  вас  есть — записанная гамма! (с.23)

4.  Небольшой музыкальный диктант в До мажор.
Постарайся как  можно  раньше узнать, какие ноты спрятались в мелодии:


Слушание музыки

Тема урока: «Знакомство с музыкальными инструментами: СКРИПКА»«Движение в музыке».

Прослушать  пьесу  Паганини «Вечное движение».
Безостановочное движение в быстром темпе  напоминает работу заводного механизма.  Запомните обозначение быстрого темпа в музыке — АЛЛЕГРО.

Паганини написал пьесу для своего любимого инструмента — СКРИПКИ.

Скрипки Большого театра -17 виртуозов.  Архивная запись (1969)
«Вечное движение» Никколо Паганини.


Никколо Паганини. «Вечное движение» (СКРИПКА)
Исполняет  Иегуди  Менухин  


Задание 1

Сольфеджио

Тема: «Тональность До мажор. Тетрахорды, гамма, ступени, Тоника»

ЗАДАНИЕ  и   ОБЪЯСНЕНИЕ (скачать)


Музыкальный  диктант  в тональности До мажор
(догадайся, какие ноты звучат, и запиши)
:


Упражнения на развитие чувства ритма и понимание записи ритма:

Ритм с четвертями и восьмыми.
Исполняем нотки, загорающиеся голубым цветом:
восьмые — хлопки, четверти — кладём руки на стол.



Здесь весь ритм хлопаем в ладоши и сопровождаем ритмослогами:

четверть — произносим «ТА»
две  восьмые — произносим «ТИ-ТИ»
четвертная пауза — «МО»  (или «Шш», как в видео)

 

Слушание музыки

Тема урока: «Знакомство с музыкальными инструментами».

Слушать :
К. Сен-Санс. «Лебедь» ( ВИОЛОНЧЕЛЬ)