Горбунова Л. В. — Лисоченко Алексей

gorbunovaluva@gmail.com

Необходимо сообщить о получении задания и его выполнении


Задание 7

Добрый день, Алёша!
Посылаю оставшиеся задания.

Сольфеджио

Повторение пройденного:
строить и играть аккорды от любого звука + гаммы.

Алёша, до 15 июня нужно сдать  учебник по чтению с листа. Его можешь передать мне, договорившись по телефону о  встрече или принести в школу в пакете.
На пакете указать мою фамилию и сдать на вахту или в библиотеку, предварительно позвонив  в школу и сообщить о  своём приходе.

Музыкальная литература

Осталось освоить ещё несколько тем.

Алёша, мне бы хотелось, чтобы ты написал свои впечатления от прослушанных произведений. Можешь просто позвонить.

Клод Дебюсси — французский композитор, основатель импрессионизма в музыке, композитор неповторимой творческой индивидуальности и редкого обаяния.
Импрессионизм как художественное направление сформировался в конце 19 века во французской живописи  и получил своё название от картины Клода Моне «Импресьён», что значит «впечатление». Картина изображала восход солнца и утренний туман. Импрессионисты стремились к передаче мимолётных впечатлений от окружающей жизни. Свои картины они писали дробными мазками, наполняя их вибрацией воздуха, солнечными и лунными бликами, показывая мир в  непостоянстве и движении.
Дебюсси  также стремился к воссозданию живой природы, создавал  свои  произведения  как зарисовки, выхваченные из жизни ( пейзажи, портреты современников и т.д.). Музыку он считал средством для воплощения всего самого невыразимого, неуловимого и таинственного. Его произведения отличаются повышенной красочностью гармонии, в мелодии преобладают краткие мотивы , часто переходящие в фон, подобно мелким мазкам художников-импрессионистов. В обиход входят такие  определения, как звуковая краска, инструментальный колорит, гармоническое пятно, тембровая палитра.
Главные произведения Дебюсси: опера «Пеллеас и Мелизанда «, ф-н прелюдии, цикл «Детский уголок», симфонический прелюд «Послеполуденный отдых фавна», симф. Ноктюрны, симф. поэма «Море» и др.
Знаменитая пьеса «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты» написана под впечатлением стихотворения фр. поэта-символиста Поля Верлена  с таким же названием. Это — тонкий лирический пейзаж, маленькая поэма завораживающей красоты  и полного растворения в природе. Композитор по-новому осмыслил само качество звучания, где преобладают красочный переливы , передающие мерцание лунного света, и тихая  звучность ( в основном «пиано»), ведь сказанное шёпотом всегда заставляет прислушиваться более глубоко.

Эдвард Григ — норвежский композитор-романтик, основоположник  норвежской муз. классики. Основные произведения: ф-ный концерт,   лирические пьесы для фортепиано ( около 70 пьес), «Пер Гюнт», романсы и песни.
«Пер Гюнт»  — музыка  к драме известного писателя-модерниста Генриха Ибсена.  Сложный и замысловатый сюжет пьесы Ибсена раскрывает историю заблудшей души главного героя. Пер Гюнт — простой крестьянин. Лучшие стороны его характера связаны с любовью к матери Озе и к бедной девушке Сольвейг. Но он эгоистичен и самовлюблён. Странствуя по миру, он достигает сказочного богатства, часто обманывая других. В конце  жизни он решает вернуться на родину, но во время шторма его корабль терпит крушение, и он теряет все свои сокровища. Понимая, что прожил жизнь зря,  он приходит к Сольвейг, которая ждала его 40 лет. Под её колыбельную Пер умирает.  Пустые души не наполняются — такова печальная мораль пьесы.
Григ написал 26 номеров к этой пьесе и  составил  из некоторых пьес 2 оркестровые сюиты.
1-я сюита открывается пьесой «Утро», рисующую изумительную картину пробуждения природы.  «Танец Анитры» — портрет восточной красавицы, обольстившей Пера. Пьеса «В пещере горного короля»  — фантастическое шествие троллей. кобольдов и гномов, преследующих пера. Нагнетание громкости и ускорение темпа превращает это шествие в кошмарную вакханалию лесной нечисти.

Сергей Прокофьев — композитор, пианист, выдающийся новатор. Его наследие охватывает все жанры муз. искусства: оперы, балеты, симфонии, концерты, произведения для разных инструментов,   музыка к кинофильмам.
Существенная черта стиля Прокофьева — театральность, любовь к конкретным, зримым образам.  Например, известная  симфоническая сказка «Петя и волк» — по сути инструментальный театр, где инструменты  выступают в роли персонажей.
Собственно театральные произведения Прокофьева — оперы и балеты.
Балет «Ромео и Джельетта» — ярко новаторское сочинение. Смелым было уже само обращение к Шекспиру, т. к. до Прокофьева уделом балета считались лишь сказочно- фантастические сюжеты. В основе балета — столкновение светлого чувства  юных героев  с бессмысленной враждой двух семейств, в которую втянуты все главные персонажи..
Действие происходит в Вероне. Готовится помолвка Джульетты  с графом

 Готовится помолвка Джульетты с графом Парисом, но её это мало волнует. Первый её музыкальный портрет рисует  шаловливый образ девочки- подростка («Джульетта-девочка»). Начальную беззаботную тему сменяет  более плавная и грациозная. 3-я тема  — новая грань образа — воплощает мечты героини, не совсем ясные для неё самой.
В сцене бала в доме Капулетти (родителей Джульетты) звучит знаменитый «Танец рыцарей». В оркестровой сюите из балета  этот танец Прокофьев назвал «Монтекки и Капулетти». Музыка танца воинственна и надменна. В басах возникает жестокая тема вражды. Средняя часть  рисует танец Джульетты с Парисом . Хрупкая и холодноватая тема танца с Парисом похожа на учтивый менуэт, ведь Джульетта не любит Париса и только из вежливости опирается на его руку.
Опера » Любовь к трём апельсинам» написана на сюжет  сказки  итальянского  писателя Карло Гоцци, созданной в традициях  народного театра масок.  Это комическая опера , в которой  остроумно соединились вымысел,  шутка и сатира.
Действие оперы происходит в карточном королевстве. Старый король Треф в отчаянии — его сын, наследный Принц  болен ипохондрической болезнью и постоянно вздыхает и стонет.  Единственное , что ему поможет — это  чудотворная сила смеха. Развеселить Принца тщетно пытается весельчак Труффальдино. Потеряв терпение, Труффальдино тащит Принца на праздник. В это время звучит знаменитый марш —   колючий, легкий и упругий. Он изображает комическое шествие придворных и написан в форме рондо.
Все действующие лица оперы показаны с юмором и иронией, но лишь до того момента, когда Принц, отправляясь на поиски  трёх апельсинов, влюбляется в принцессу Нинетту ( она находится в  одном из трёх апельсинов). Здесь ирония сменяется романтической  лирикой  ( дуэт Принца и Нинетты из 3 действия).  Как и положено в сказках всё заканчивается  свадьбой.
Фильм «Алексанр Невский», поставленный режиссёром Эйзенштейном, воссоздаёт героическую борьбу дружины Ал. Невского с крестоносцами.В фильме показаны  бескрайние равнины Руси, разорённый тевтонцами Псков, битва на Чудском озере, устрашающее наступление крестоносцев , стремительные атаки русских , гибель рыцарей в холодных водах озера.  Особенно запоминается эпизод фильма, где крестоносцы бросают ребёнка в кипящий котёл.
В музыке ярко противопоставлены образы русских воинов  и тевтонских рыцарей. Русские люди обрисованы  хоровыми песнями былинного склада, удалыми плясками и весёлыми скоморошескими наигрышами.  Для воплощения тевтонского фанатизма использован жанр католического хорала, а также  трубная фанфара  как сигнал к наступлению. Кроме того, жестокость крестоносцев  подчёркнута острыми созвучиями, резкими тембрами ударных инструментов и тяжёлой ревуще — пронзительной меди.
Фильм имел современное звучание был воспринят как предупреждение о фашизме.
Позднее Прокофьев создал  на основе музыки к фильму кантату из 7 частей.
Сцена «Ледового побоища» — грандиозная симфоническая картина с участием хора. Она построена на сквозном развитии тем русских и крестоносцев и  обрамлена эпизодами пейзажного характера. Так, в начале  изображается  хмурое  утро и озеро, скованное льдом. Слетаются вороны в предвкушении будущей добычи. Их карканье изображают альты, играющие у подставки.  Издали доносятся звуки тевтонского рога и начинается эпизод приближения «свиньи» ( так  русские называли строй немецких рыцарей). Дальнейшее развитие строится на чередовании русских и немецких тем. В кульминации битвы композитор применяет полифоническое ( одновременное) сочетание русских  тем с темами крестоносцев, причём каждая из тем звучит в своей тональности, что создаёт огромное напряжение. Рыцарский орден не выдерживает натиска. Крестоносцы, одетые в железные латы и шлемы, проваливаются в озеро.  В конце  звучит светлая  тема Родины как символ наступающего рассвета и неизбежной победы.

Арам Хачатурян — армянский композитор,  дирижёр и педагог, художник яркой  и неповторимой индивидуальности. Главные произведения — балеты «Гаяне» и «Спартак», концерты для скрипки и ф-но, музыка к драме Лермонтова «Маскарад». Его музыка синтезировала элементы русской и восточной культур. Она покоряет жизненной силой,  роскошью красок, бурным южным темпераментом.
В балете «Гаяне» события разворачиваются в период коллективизации в армянском колхозе. В 4 действии балета «Гаяне» звучит широко известный горский «Танец с саблями» -стремительный и темпераментный, отличающийся  острым ритмическим рисунком. В средней части танца проходит лирическая тема главной героини Гаяне.

Знаменитый вальс из музыке к драме Лермонтова «Маскарад»  предвосхищает трагическую судьбу главных героев — Нины и Арбенина. Взволнованная, полная тревоги и драматизма музыка.

Балет «Спартак»  — монументальное произведение, повествующее о   восстании рабов в Древнем Риме под предводительством   Спартака.Это восстание, длившееся 3 года, потрясло могущественную Римскую империю. Оно было подавлено. В этом бою погиб и Спартак.
Либретто балета составлено по материалам античных историков, у которых были заимствованы ещё две исторические фигуры — жестокого и коварного римского полководца Красса  и преданной возлюбленной Спартака Фригии.
Перед зрителями проходят величественные картины Древнего Рима, бои гладиаторов, рынок рабов, пир у Красса.. Повышенно экспрессивная музыка балета насыщена  кричащими контрастами (Спартак — Красс, рабы — патриции).
Тема героической борьбы в балете переплетается с темой  преданной любви.  Трагически прекрасен образ верной   Фригии. Её  муз. тема становится основой  Адажио , которое звучит как гимн возвышенной любви. В заключительной сцене балета  эта тема приобретает скорбный характер : на ней строится реквием — оплакивание погибшего героя, после которого следует апофеоз, символизирующий бессмертие дела Спартака.

Георгий Свиридов  —  русский композитор, глубоко национальный и самобытный. В центре его произведений  — тема Родины. «Любовь к России меня томила, мучила и жгла» — эти слова Есенина, взятые эпиграфом к поэме Свиридова «Памяти Есенина», можно  поставить эпиграфом ко всему творчеству композитора.  Тема судьбы русского народа,  его истории  составляют  главное содержание его произведений. Основа  его  творчества — камерно- вокальные и вокально-симфонические сочинения : вокальные циклы на стихи Есенина, Блока, Пастернака, шотландского поэта Бёрнса, «Курские песни» на народные слова,»Патетическая оратория «на стихи Маяковского, «Весенняя кантата» на стихи Некрасова, хоровой концерт «Пушкинский венок, «Поэма памяти Сергея Есенина» и др.
Свиридов также является автором  киномузыки, например , музыки к фильму «Время, вперёд!», посвященного строительству Магнитогорска. Увертюра к этому фильму долгое время была  эмблемой информационной программы первого канала телевидения. Эта музыка  звучит  как отражение  неумолимого бега времени, она стала символом нашей эпохи. Рояль  работает здесь  словно заводной механизм , а знаменитое соло трубы  воспринимается как  триумф ритма и скорости.
Огромную популярность завоевали также муз. иллюстрации  к повести Пушкина «Метель». Они же —  саундтрек  к одноименному кинофильму.  Эта музыка  является  взглядом нашего современника на провинциальную Россию 19 века. Она впитала интонации и ритмы пушкинского времени и выразила их в зарисовках природы , бытовых танцах,   маршах и романсах. Муз. иллюстрации образуют  сюиту из 9 номеров: «Тройка»  ( образ бескрайней зимней дороги), «Пастораль» (картина размеренной жизни русской провинции), «Вальс» ( картина провинциального бала ), «Венчание»( в фильме метель приводит к венчанию двух незнакомых людей), «Военный марш» ( в фильме — возвращение в город гусарского полка), «Весна и осень» ( тема весны озвучена солирующей флейтой в мажоре, а тема осени повторяет ту же мелодия  у скрипки в одноименном миноре), «Романс» (излюбленная форма домашнего музицирования в пушкинскую эпоху), «Отзвуки вальса» и «Зимняя дорога» ( как своего рода реприза первого номера).

София Губайдулина — российский композитор, родом из Татарстана. В настоящее время живёт в Германии. Губайдулина — автор многих симф. произведений, вокально-симфонических, камерно- инструментальных, музыки для кино (фильмы «Вертикаль», «Чучело», и др.) и мультфильмов («Кошка, которая гуляла сама по себе», «Маугли» ). Вместе с композиторами Шнитке, Денисовым  Губайдулина входила в так называемую  «троицу» композиторов авангардного направления. Большая часть произведений Губайдулиной  — это размышления о смысле жизни, о смерти, о Боге, о вечности.  Её музыка отличается сложностью  муз. языка, использованием различных современных техник письма, обращением к атональности, применением числовых рядов  (Фибоначчи, Люка), экспериментированием  с муз. инструментами и способами звукоизвлечения.
Приключенческий мультфильм «Маугли»  создан на основе сборника рассказов английского писателя Киплинга «Книга джунглей». Он повествует о мальчике, принятом в волчью стаю, о его взрослении и становлении как личности. Музыка к фильму  — яркая и картинная. В ней мы слышим и  имитацию пения тропических птиц, и рёв слонов, и крики рыжих собак- бандерлогов.  Музыка прекрасно передает  звуки джунглей,  голоса, походки и повадки зверей.

Исаак Дунаевский — советский композитор, выдающийся мастер песенного жанра. Расцвет советской массовой песни, наступивший в 30 — е годы 20 века, во многом обязан именно Дунаевскому.  Большинства его песен написаны для кинофильмов: «Марш весёлых ребят» из к/ф «Весёлые ребята», «Молодёжная» из к/ф «Волга — Волга»,  «Песня о Родине» и «Колыбельная» из к/ф «Цирк», песни из к/ф «Кубанские казаки » и др. Многие песни написаны специально для  известных исполнителей : Любови Орловой, Леонида Утёсова.  Как правило, песни Дунаевского отличает жизнелюбие, энергия и задор, что было созвучно всеобщему энтузиазму тех лет. В отличие от многих современных песен — однодневок, песни Дунаевского живы и любимы до сих пор, т.к. это — настоящая музыка.
Вдохновенная романтическая кинолента «Дети капитана Гранта» — экранизация романа французского писателя Жюля Верна. В ней звучат замечательная песня про отважного капитана, которую поёт географ Паганель, песенка о  о весёлом ветре ( её поёт смелый мальчик Роберт, когда взбирается на мачту шхуны). А великолепные слова   поэта Лебедева — Кумача  из песни Роберта «Кто хочет —  тот добьётся,  кто ищет — тот всегда найдёт!» давно стали афоризмом. И, конечно, огромную популярность получила знаменитая увертюра к этому фильму, отмеченная   драматизмом и героическим порывом  и написанная с подлинным симфоническим размахом.

Александр Цфасман  (1906 — 1971) — выдающийся советский джазмен — блестящий пианист, композитор, аранжировщик, руководитель оркестров. Он первым  исполнял джаз на радио,выступал на телевидении. Большинство его произведений написаны для ф-но. В основном это песни, танцы, фантазии, обработки популярных мелодий, музыка для театра и кино. Во время войны давал концерты на фронте, аккомпанировал Утёсову, многократно выступал как исполнитель «Рапсодии в стиле блюз» Гершвина, одного из самых любимых его произведений. Одна из его известнейших песен — «Неудачное свидание».
«Джазовая сюита» Цфасмана написана для ф-но с оркестром. Существует также переложение этого произведения для  двух ф-но. Сюита имеет 4 части : «Снежинки», «Лирический вальс», «Полька» и «Быстрое движение».

Музыка, возникшая  на скрещении лёгких жанров с классикой, получила название «кроссовер» ( в  переводе — «пересечение»). К кроссоверу относится  творчество Цфасмана, Гершвина , Рыбникова и др.
Джордж Гершвин — классик американской музыки, соединивший  джазовый язык  с европейскими жанрами серьёзной музыки., т. е. его творчество сформировалось на перекрёстке джаза и европейской классики.  По словам одного критика, «Он —  принц, который взял Золушку за руку и открыто провозгласил её принцессой».Нужно сказать, что тенденция к синтезу жанров , стилей — характерная черта современной музыки.
Основные произведения Гершвина : опера «Порги и Бесс» ( из жизни негров), «Рапсодия в стиле блюз», сюита » Американец в Париже», мюзиклы и песни.
«Рапсодия в стиле блюз» написана по заказу оркестра Пола Уайтмена и стала одной из визитных карточек американской музыки. Это — блестящая пьеса для оркестра и ф-но, по сути — эффектный концерт для ф-но с оркестром. Произведение начинается знаменитым глиссандо (скольжение) кларнета. Далее следует ряд контрастных эпизодов импровизационного  характера, где чередуются оркестровые разделы с соло ф-но. В кульминации появляется новая яркая муз. тема.
«Рапсодия» имела грандиозный успех у публики и стала самым исполняемым сочинением американской музыки. Партию ф-но исполнил сам Гершвин.
Название «в стиле  блюз»  указывает на один из главных истоков  происхождения джаза —  негритянские блюзы. Другие   два — это негритянские духовные гимны «спиричуэлс» и легкие танцевальный жанры ф-ной музыки  «рэгтаймы».  Блюз — это сольная лирическая песня, часто тоскливого, печального характера ( вероятно потому,   что блюзы выросли из старинных трудовых песен негров, чей труд использовали на самых тяжёлых работах).
Страдальческий, тоскливый оттенок блюзовых мелодий связан с особым ладом. Это — мажор с пониженными III, V и VII ступенями, получивших название «блюзовых нот».
«Рапсодию» иногда называют «Рапсодией в голубых тонах», что связано с двумя значениями английского слова bluе ( тоскливая песня и голубой цвет).

Алексей Рыбников — российский композитор. Его творчество очень разнообразно — от симфоний  до рок-опер. Он — автор музыки к кинофильмам ( про Буратино и Красную шапочку и др), театральным спектаклям, а также  рок-опер «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось» по поэме Вознесенского.
«Юнона и Авось» — мюзикл о трагической любви и разлуке русского дипломата и дочери  коменданта Сан-Францизко.   Спектакль ставил  режиссер театра «Ленком» Марк Захаров, где в главных ролях снимались известные актёры : Караченцев, Шанина и Абдулов.  Премьера имела оглушительный успех. Спектакль идёт до сих пор с неизменным аншлагом.  Всенародную известность получила песня  «Ты меня на рассвете разбудишь».
В  финальном хоре «Аллилуйя любви»  композитор соединил православные песнопения с элементами современного языка.

Арнольд  Шёнберг (1874  — 1951 ) —  австрийский композитор, виднейший представитель экспрессионизма — художественного направления, зародившегося в начале 20 века. Термин «экспрессионизм» ( от лат. ехрrеssio — выражение) подразумевает повышенную обострённость, взвинченность эмоций.  Экспрессионизм возник  как предчувствие социальных потрясений и мировых войн 20 столетия, принесших   бесчисленные жертвы и  разрушения.  В искусстве это привело к глубокому пессимизму, «потерянному поколению» и отчаянию от навозможности изменить положение вещей. Основными темами стали  страдания, болезни, страх и ужас. Это  в свою очередь потребовало броских, жестких и подчас агрессивных средств выразительности.  Достаточно вспомнить картину норвежского художника Мунка «Крик», где изображен человек, сжимающий голову  от вопля отчаяния.
Шёнберг стал главой так называемой «Новой венской школы» (представителями старой венской школы, как известно, были Гайдн, Моцарт и Бетховен), куда помимо Шёнберга  вошли его ученики — композиторы Берг и Веберн. В числе их нововведений — отказ от тональности — этой прочной слуховой опоры,  и изобретение додекафонии — 12-тоновой системы, уравнявшей все 12 звуков хроматической гаммы в своих правах («додека» по-гречески — 12). В результате в музыке исчезли понятия тоники, ладовых тяготений, мажор и минор.
Эмоциональный строй музыки Шёнберга — это мир бессознательного, полного пугающих наваждений и критических состояний человеческой психики.  Это в полной мере проявилось в любимом произведении Шёнберга — вокальном цикле «Лунный Пьеро» для чтеца  и 5 исполнителей на 8 инструментах. Цикл написан на стихи фр. поэта Альбера  Жиро  и содержит 21 стихотворение.  Текст Жиро предназначен не для пения, а представляет собой нечто среднее между  возбуждённой речью и пением, порой срывающемуся на крик.  Инструментальный состав (флейта большая и пикколо, кларнет и бас-кларнет, скрипка и альт , виолончель и ф-но) варьируется от дуэта до октета.
Содержание  цикла — блуждания Пьеро в  потёмках своей сумрачной души. Пьеро, как известно, — персонах народного балаганного театра ( как русский Петрушка). Он неуклюж, безответно влюблён в Коломбину и  от этого страдает. У Жиро и Шёнберга он превращён в неврастеника с раненой, опустошённой душой и убийственной иронией. Метафорой его опустошённой души выступает «больная луна» — один из главных образов цикла. Вот небольшой отрывок  текста из 7-го номера:
Смертельно бледная луна,
Там, в этой чёрной вышине
Твой взгляд тревожит душу мне,
Словно неведомый напев.

Постепенно ночные ужасы усиливаются  и всё заканчивается погружением в небытие.
«Лунный Пьеро» вошёл в историю музыки как «библия экспрессионизма».

Алёша, мне бы хотелось, чтобы ты написал свои впечатления от прослушанных произведений. Можешь просто позвонить.


Задание 6

Сольфеджио

Предыдущие задания выполнены верно.


Музыкальная литература

Слушать:
Оперу Чайковского «Евгений Онегин» (2 и 5 картины),
Ф-н концерт № 1,
ф-н цикл «Времена года,
балет «Щелкунчик»..

Оперу «Евгений Онегин» ( по роману Пушкина) Чайковский назвал лирическими сценами, сосредоточив внимание на драме трёх героев: Татьяны, Ленского и Онегина.
Сцена письма  ( 2 картина) передаёт наивысшее душевное напряжение для Татьяны. Она заключает  огромный диапазон чувств героини (сомнение, трепет, восторг). Это — сцена- монолог, построенная на сквозном (непрерывном) муз. развитии. Она начинается после диалога Татьяны с няней. В начале звучит лейтмотив  любви, после чего следует ряд эпизодов: первый -«Пускай погибну я», полный решимости  и страстности, второй — «Я  вам пишу» — передает затаённое волнение, третий -«Нет, никому на свете не отдала бы сердца я» — приводит к кульминации  — «Кто ты, мой ангел ли хранитель?» Последняя тема проводится дважды. 2-й раз  — в оркестре и звучит как гимн  любви.
5 -я картина  — сцена дуэли и смерти Ленского. Скорбный монолог Ленского начинается с речитатива:»Куда, куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?» Далее следует его ария «Что день грядущий мне готовит?» , в которой предвосхищается  трагическая судьба Ленского.

Балет «Щелкунчик» ( по сказке нем. писателя Гофмана)  — одно из самых загадочных произведений Чайковского. Сказочная простота сюжета обманчива и таит в себе скрытые смыслы. События  происходят в рождественскую ночь.
Балет состоит из 2-х действий.  Первое — праздник вокруг ёлки, во время которого происходит кукольное сражение  с мышами. Войско Щелкунчика одерживает благодаря Маше победу. Щелкунчик превращается в принца, но далее события переходят в другую плоскость. Звучит мистический хоровод снежинок с ангельскими детскими голосами и начинается 2-е действие , где Маша и принц попадают в сказочное царство  сладостей и игрушек, своего рода детский рай.  Время как бы останавливается. Звучит сюита кукольных танцев, после которой идёт финал — вальс цветов  и заключительное  Адажио как воплощённый образ неземного счастья.

Фортепианный цикл «Времена года»  был написан по заказу издателя муз. журнала «Нувелист» и содержит 12 пьес, соответствующих 12 месяцам года.  Названия пьес и стихотворные эпиграфы из русской поэзии принадлежат издателю.
Январь. «У камелька»
Февраль. «Масленица»
Март. «Песнь жаворонка»
Апрель. «Подснежник».
Май. «Белые ночи».
Июнь. «Баркарола».
Июль.» Песня косаря»
Август. «Жатва».
Сентябрь. «Охота».
Октябрь. «Осенняя песня.
Ноябрь . «На тройке».
Декабрь. «Святки».

Фортепианный концерт № 1  можно назвать одним из муз. символов России.   1-я часть начинается  праздничным, торжественным вступлением оркестра, после которого вступает солист. Далее  — основной раздел в сонатной форме. 2-я часть — лирическое размышление .  3-я часть — яркий и энергичный финал, где  в начальной теме  композитор использовал подлинную украинскую песню-веснянку » Выйди, выйди Иваньку».


Задание 5

Сольфеджио


Музыкальная литература

Бородин — композитор, член «Могучей кучки» ( в это творческое содружество также входили создатель кружка Балакирев, Мусоргский, Римский-Корсаков и Кюи) и выдающийся учёный-химик.
Основные произведения: опера «Князь Игорь» по поэме  12 века»Слово о полку Игореве», «Богатырская» симфония, струнные квартеты и романсы.
2-е действие оперы «Князь Игорь» завершается знаменитыми «Половецкими плясками». Это — грандиозная  танцевально-хоровая сцена, состоящая из нескольких музыкальных образов  восточного характера.
Она включает:
1) хор и пляску девушек-невольниц «Улетай на крыльях ветра», поющих о далёкой родине;
2) «дикую» (определение Бородина) пляску мужчин в ритме лезгинки;
3) пляску мальчиков и
4) общую пляску с хором «Пойте песни славы хану», полную стихийной мощи. Далее все танцы повторяются и  варьируются, частично соединяясь друг с другом.

Мусоргский — автор опер ( «Борис Годунов», «Хованщина» и др), многочисленных песен и романсов, ф-н цикла «Картинки с выставки».
Цикл «Картинки с выставки» написан под впечатлением посмертной выставки рисунков Гартмана, друга композитора.
Он содержит 10 пьес различного характера. Здесь и бытовые картинки («Лиможский рынок»), и портреты («Два еврея»), и пейзажи («Старый замок»), и образы сказок и былин («Гном»).
Все  части цикла объединяет пьеса «Прогулка». Композитор, словно гид, ведёт слушателя от одной картинки к другой. В целом это произведение — своеобразное путешествие во времени и в пространстве, путешествие по разным странам  и эпохам.
«Балет невылупившихся птенцов» — забавная шутка, изображающая маленьких птенцов-канареек.
«Избушка на курьих ножках» — сказочный полёт Бабы Яги.
Последняя пьеса, «Богатырские ворота»,-  гимн  величию русского народа с включением имитации церковного пения и  торжественного перезвона колоколов.
Замечательное переложение  этого цикла  для оркестра сделал фр. композитор Морис Равель.

Римский-Корсаков —  автор 15 опер («Снегурочка, «Садко», «Царская невеста» и др), симф. произведений и романсов. По первой профессии — морской офицер.
Симфоническая сюита «Шехерезада» написана  по арабским сказкам «Тысяча и одна ночь». 1 часть  — «Море и корабль Синдбада».
Начинается сюита с пролога, построенного на темах грозного султана Шахриара и юной рассказчицы Шехерезады (скрипка  на фоне  аккордов арфы). Далее —  аллегро  в сонатной форме без разработки, где главная партия — тема моря в ми мажоре ( композитор обладал цветным слухом, и эта тональность  имела  у него синюю окраску). Побочная партия включает 2 темы — тему корабля и  варьированную тему Шехерезады. Кульминация приходится на начало репризы, рисующую картину бури на море. В конце  море умиротворяется . Опасность миновала (кода).


Задание 4

Сольфеджио

Музыкальная литература

Скрипичный концерт Мендельсона, «Вальс- фантазия» Глинки

Мендельсон — немецкий композитор — романтик.
Основные произведения: музыка к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь» (со знаменитым «Свадебным маршем»), «Песни без слов» для ф-но, Скрипичный концерт.
Образный строй скрипичного концерта  характерен для Мендельсона: в нём преобладают светлые образы с различными оттенками лирики. Особенно привлекает финал концерта (3 часть) с его сказочной фантастикой, перекликающейся с увертюрой к комедии «Сон в летнюю ночь».

Глинка — основоположник русской муз. классики, автор 2-х опер («Жизнь за царя»  и «Руслан и Людмила»), симфонических произведений  ( две испанские увертюры, «Камаринская», «Вальс-фантазия») и множества романсов.

«Вальс- фантазия» Глинки — автобиографическое произведение, вдохновлённое чувством Глинки к Екатерине Керн, дочери Анны Керн, которой Пушкин посвятил стихотворение»Я помню чудное мгновенье». Глинка создал не просто вальс, а  целую лирическую поэму. Форма произведения близка к рондо (А  В А С А), где  постоянно возвращается основная задумчиво-меланхолическая тема (А). В конце на ней строится драматическая кульминация, словно передающая несбывшиеся надежды.


Задание 3

Сольфеджио

Музыкальная литература

Прослушать по интернету скрипичный концерт Мендельсона.

Феликс Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром, ми минор
Исполняет Иегуди Менухин,   дирижёр  Антал Дорати

I. Allegro molto appassionato (ми минор)
II. Andante (до мажор)
III. Allegretto non troppo — Allegro molto vivace (ми мажор)


Задание 1, 2

Сольфеджио

Продолжить работу  над аккордами и пению с листа по учебнику Фридкина.

Музыкальная литература

Прослушать по Интернету произведения:
Дворжак. Славянский танец ор. 72 №2 в оркестровом варианте (дирижёр Плетнёв),
Вагнер » Тристан и Изольда» ( вступление и «Смерть Изольды»).


Дворжак  ( 1841 — 1904) — чешский композитор. Главные произведения: 9 симфоний, опера «Русалка», «Славянские танцы».
«Славянские танцы» первоначально  были написаны для ф-но в 4 руки, а позднее переложены автором для симф. оркестра. Они созданы на  основе народных славянских мелодий( чешских, русских, украинских, польских).

Вагнер (1813 — 1883) — крупнейший немецкий оперный композитор. Он произвёл настоящую реформу оперного жанра: приблизил оперу к драме, усилил роль оркестра, создал систему лейтмотивов ( сквозных муз. характеристик) и преодолел деление оперы на отдельные номера (арии, ансамбли , речитативы).
На средства баварского короля Людвига II в г. Байройте был построен оперный театр для исполнения опер Вагнера. Этот театр существует до сих пор.
Большинство опер Вагнера написаны на сюжеты  скандинавских мифов и легенд : («Летучий голландец» — о корабле призраке, «Тангейзер» и «Лоэнгрин» — о средневековых рыцарях, тетралогия (цикл из 4 опер) «Кольцо нибелунга» — о карликах-нибелунгах, которые являются также героями саги «Властелин колец», «Тристан и Изольда»- по старинной кельтской легенле о любви и смерти ирландской принцессы и рыцаря Тристана, «Парсифаль» — о рыцарях-хранителях мистической чаши Грааля, куда по преданию стекала кровь распятого Христа).
«Тристан и Изольда»- любимая опера Вагнера. Вступление к опере построено на «лейтмотиве томления». Он стал символом не только этой оперы, но и всей музыки Вагнера, а 1-й из аккордов получил название «тристан-аккорда». Дальнейшее развитие лейтмотива становится «бесконечной» мелодией, а тоника не появляется  во вступлении ни разу. Вступление к опере обычно исполняется вместе с заключительным эпизодом оперы («Смерть Изольды») как отдельная симфоническая поэма с потрясающей по красоте музыкой.

Антонин  Дворжак. Славянский танец ор. 72 №2, ми минор
в оркестровом варианте (дирижёр Михаил  Плетнёв)


Рихард  Вагнер. Опера «Тристан и Изольда». Вступление
Дирижёр  Вильгельм  Фуртвенглер.
Иллюстрация: Каспар Фридрих. «Берег моря при лунном свете»


Вагнер » Тристан и Изольда» -«Смерть Изольды»
Лондонский филармонический оркестр,
дирижёр Чарльз  Герхардт.

«Смерть Изольды», целиком пронизанная восторженным упоением. Она начинается пианиссимо, звучанием тех же низких инструментов, что и в конце «Вступления». Но теперь бас-кларнет и виолончели интонируют мотив совсем иного склада —  мелодию грандиозного  дуэта Тристана и Изольды из II акта…
В завершение в последний раз возникает лейтмотив томления из начала оркестрового  «Вступления» к опере.


Вагнер » Тристан и Изольда» — Вступление и «Смерть Изольды»,
дирижёр Фуртвенглер: