7(8) класс

Н. А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада»
Дирижёр  Валерий Гергиев,  Зальцбург, 2005 г.
1. Море и Синдбадов корабль
2. Фантастический рассказ Календера — царевича
3. Царевич и Царевна
4. Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником.

I часть — Море и Синдбадов корабль — написана в сонатной форме без разработки, со вступлением и кодой.
В медленном вступлении звучат две основные контрастные темы — Шахриара и Шехерезады. Тема грозного владыки создается в суровом звучании унисона струнных и медных инструментов. Контуры темы четко очерчены, рельефны и выразительны. Тема Шехерезады звучит в исполнении солирующей скрипки, поддерживаемой переливами арфы. Ее тема носит ярко выраженный восточный, орнаментальный характер, вызывая ассоциации с кружевом арабской вязи.
Главная партия I ч. — это картина величественного и плавного моря. Тема моря очень красива и певуча в насыщенном звучании струнных инструментов в сочетании с волнообразной фигурацией виолончелей. Море несет свои волны, все усиливается их неукротимый бег, но вершины вздыбленных волн «срезаются» энергичными скачками — аккордовыми всплесками духовых и струнных инструментов, не давая захлестнуть корабль, увлечь его в морскую бездну.
Побочная партия I ч. воссоздает картины то успокаивающего моря, то вновь нарастающего волнения морской стихии. Лишь кода приносит успокоение — плавно скользит красавец — корабль по ласковой глади моря.

II часть сюиты — Рассказ Календера-царевича — написана в сложной трехчастной форме.
В начале Второй части снова звучит у скрипки тема главной рассказчицы Шехерезады, затем следует в исполнении фагота тема Календера — царевича. Так Шехерезада передает нить повествования новому рассказчику.
Крайние разделы — портретная характеристика Календера, данная в теме и вариациях восточного характера.
Середина Второй части резко контрастирует с ее крайними разделами. Это картины ожесточенных схваток, сражений с врагами. Фантастическое скерцо сменяется воинственным маршем — звучат переклички тромбонов и труб, призывные военные фанфары, нарастает движение, слышен ритм скачки.

III часть сюиты «Шехерезада» — Царевич и Царевна — самая лирическая из всех ее частей. Тема Царевича дышит восточной негой, томлением, отличается певучестью, теплотой звучания. Тема Царевны носит танцевальный характер, характеризуется подвижностью, грациозностью и ритмическим разнообразием.

IV (завершающая) часть сюиты — Праздник в Багдаде и гибель корабля Синдбада — написана в форме рондо-сонаты, содержит вступление, коду и эпилог.
Развёрнутое вступление построено на темах Шахриара и Шехерезады. Главная тема финала связана с праздником в Багдаде: звучит стремительная пляска, близкая по характеру к грузинской лезгинке. Эта, трижды повторяемая, тема праздника чередуется с темами из уже прозвучавших частей сюиты.
Кода финала с резким изменением музыки (грандиозное нарастание звучности в оркестре) рисует картину разбушевавшегося моря и гибель корабля Синдбада. Эпилог сюиты заставляет вспомнить её начало. Но как изменилась по своему характеру тема Шахриара! Теперь она звучит у виолончелей и контрабасов мягко, спокойно, умиротворенно. В нежном и светлом звучании у скрипки последний раз проходит тема Шехерезады, которая и завершает прекрасную музыку восточной сюиты Н. А. Римского-Корсакова.


 

Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»
ФРАГМЕНТ (чуть больше часа) телевизионной трансляции
из Большого театра СССР (из архива Гостелерадиофонда)

 


IV четверть

Задание 1, 2

Тема: «П. И. Чайковский. Симфония №1, «Зимние грёзы»»

П. И. Чайковский. Симфония №1, соль минор, «Зимние грёзы»

Дирижёр  Владимир  Федосеев


Задание 3, 4, 5

Тема: «П. И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин»»


Экранизация одноименной оперы Петра Чайковского по роману в стихах Александра Пушкина
Музыкальный руководитель и дирижер Борис Хайкин:


Задание 6

П. И. Чайковский. Опера «Пиковая дама»